Формирование валеологических знаний в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста. Вариант 3

Страницы работы

Фрагмент текста работы

педагогика накопила много приемов, позволяющих вовлечь ребенка в активную деятельность: это работа малыми дозами, работа руками детей, игра и др.

Данная стадия сравнительно короткая, продолжается 2—3 года, но зачастую работа руками детей применяется и в начальной школе.

Стадия 3. Помощь взрослым. Эта стадия начинается примерно с трехлетнего возраста. Внешнее оформление данного способа обучения может быть разнообразным. Иногда взрослый непосредственно просит оказать помощь или даже дает указание сделать что-то; иногда же, играя, он притворяется неумеющим, и тогда ребенок кажется самому себе умным, сильным и ловким.

Стадия 4. Работа рядом со взрослым. Эта стадия формирования валеологических знаний описана в литературе, но на практике многие взрослые (особенно родители) ее часто игнорируют. Зачастую они требуют, чтобы дети самостоятельно выполняли необходимые действия, но сталкиваются с ситуацией, когда ребенок, в принципе овладевший данным навыком, не исполняет указаний родителей. Причина заключается в том, что на определенном этапе своего развития дети могут работать только в том случае, если кто-то из взрослых что-то делает рядом. Неважно, то же это дело, что и у ребенка, или какое-то другое. Последнее даже предпочтительнее. Дети как бы подзаряжаются от взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции. Без такого контакта со взрослым дети работать неспособны.

Данная стадия особенно ярко выражена с 3 до 5 лет, но отдельные ее проявления можно пронаблюдать и позже даже у взрослых, собирающихся на посиделки со своей работой.

Стадия 5. Работа под явным контролем взрослых. Если ребенок успешно реализовал предыдущую стадию, он плавно и спокойно переходит в следующую — начинает работать самостоятельно под наблюдением или контролем взрослого. Обычно первые попытки такой деятельности можно начинать с 4 лет. Если предыдущая стадия упущена, переход к пятой стадии осложняется. Он сопровождается многими конфликтами, тягостными как для ребенка, так и для взрослого.

Максимального выражения данная форма работы приобретает к 5—6 годам; затем ее доля в общей структуре  деятельности постепенно снижается, хотя следует отметить, что в период дошкольного возраста она остается доминирующей.

Стадия 6. Работа под неявным контролем взрослых. К 5—6 годам многие валеологические навыки уже освоены, и у ребенка появляется желание проявить самостоятельность. Если взрослые чрезмерно опекают ребенка, если они продолжают общаться с ним в рамках предыдущей стадии, возникают конфликты. Исход может быть двояким. Ребенок либо «ломается» и в дальнейшем отказывается от личной инициативы, либо пытается отстоять свое право на самостоятельность в открытом споре. В последнем случае он, в зависимости от личных особенностей и от степени прессинга взрослых, становится либо капризным, либо упрямым, либо агрессивным.

Чтобы не создавать ненужных конфликтов, имеет смысл при формировании валеологических знаний не пропустить стадию 6 — работу ребенка под неявным контролем взрослых. Это позволит не затормозить развитие самостоятельности подрастающего человека и в то же время предотвратить возможные опасные для здоровья ситуации.

Следует особо оговорить, что ребенок этого возраста, не овладев пока в полном объеме валеологическими навыками, будет совершать много ошибок и даже бессмысленных (с нашей точки зрения) действий. С этим приходится мириться и не называть ему все возможные, ясные нам, последствия, потому что знания, добытые самостоятельно, всегда бывают более прочными и осознанными, чем те, которые привнесены извне. Только таким путем из неумеющего ребенка можно сформировать сильную инициативную личность.

Стадия 7. Самостоятельная работа без контроля взрослых. Данная стадия формирования валеологических знаний имеет сравнительно небольшой

Похожие материалы

Информация о работе