психологическая наука постоянно ищет новые формы и методы развития личности учащихся в процессе обучения.
Активное социально-психологическое обучение многими авторами рассматривается как социально-дидактическое направление комплексного характера, которое ориентировано на различные сферы социальной практики людей. В рамках этого направления используются разнообразные формы и методы психологического и социально-психологического воздействия с целью развития индивидов способностей к более эффективному социальному функционированию, а также повышения их психологической культуры и социально-психологической компетентности, как субъектов общения.
Одним из методов активного социального обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе группового взаимодействия, является социально-психологический тренинг.
По мнению К.Рудестама и Д.Ризмана, опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействия отчуждению, помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа оказывается «обществом в миниатюре», отражающем внешний мир и добавляющим «ингредиент реализма» в искусственно создаваемая взаимодействием. Такие скрытые факторы, как давление партнёров, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в группах, становятся очевидными в тренинговой группе и воздействуют на индивидуальное жизненные установки и изменения поведения.
Данное издание направлено на ознакомление специалистов социально-педагогической и психологической службы с основами работы с данным методом. Предлагается описание методологических подходов к социально-психологическому тренингу, особенностей использования тренинговых технологий в условиях профессионального образования. Практическая значимость работы заключается в представлении разработанных сотрудниками кафедры программ социально-психологического тренинга, имеющих различную направленность. Представленные программы отражают актуальные направления деятельности педагогов-психологов: формирование эмоциональной устойчивости личности, развитие социального интеллекта учащихся как базовой компетентности будущих специалистов, формирования нравственных позиций личности, планирования успешной карьеры, программу регуляции психофизиологического напряжения у учащихся. Представленные разработки прошли апробацию на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках дисциплин «Теория и методика социально-психологического тренинга», «Тренинг личностного роста», «Психология профессионального образования» и др. С целью развития творческого потенциала педагогов-психологов представленный материал (упражнения) описан по основным блокам, что позволяет тренерам самостоятельно выбирать необходимый им материал в зависимости от их мастерства, специфики группы, поставленных целей.
Изюминкой данного пособия является третья глава, рассматривающая аспекты оценки эффективности тренинговых программ. К сожалению фаза оценки зачастую упускается из вида тренерами, поэтому в данной главе представлены конкретные методы математической статистики, применяемые для оценки результативности коррекционных и тренинговых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.