Психология общении. Радио- и телевизионная речь как вид общения. Некоторые вопросы генезиса речевой коммуникации в свете теории деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

примером   такой блемы является проблема  «Язык и общество», н: торой мы подробно остановимся в следующем I рифе.

1 Э. В. Ильенков. К истории вопроса о предмете логи! нруки. (Статья вторая). «Вопросы философ ни л. 19G6, ,Ys 1,

5 4. -ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ ЯЗЫКА

КАК ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

«Общественные функции языка не являются чем-то ■шним и безразличным к его структуре, системным зям, закономерностям его развития... Реализация за-кенных в самом языке возможностей его организации азвития так или иначе предопределяется обществен-ии факторами, связанными с функциями языка в об-ртве»'. Однако не всегда учитывается, что обществен-' факторы, о которых идет речь, имеют свою «точку ложения» не в языке как абстрактной системе, а в со-упности конкретных речевых ситуаций, в речевой ятельности. Именно через речевую деятельность ществляется воздействие на язык этих социальных роров, и лишь через ее посредство они отражаются зыке как таковом.

Говоря о речевой деятельности, мы подчеркиваем, что удержание, как и содержание той или иной конкрет-речевой ситуации, отнюдь не исчерпывается тем, что ь в языке, и тем более не исчерпывается простой реа-ацией коммуникативной системы. Удельный вес фак-оь, обусловливающих жизнь и функционирование язы-в обществе, не один и тот же в разных случаях упо-бления языка. Он может занимать в речевой деятель-ти различное место, например может выступать как удитель деятельности2, как ее средство и как ее объ-- ср. деятельность лингвиста или весьма существен-для культуры речи проблему оценок языка говоря-ни. Он может «вплетаться» в практическую деятель-ть («симпрактические речевые ситуации», по К- Бю-у), включаться в акт наименования {«симфнзические» * В основу этого параграфа положена  статья   «Общественные кцин языка )[ его функциональные эквиваленты». В сб.: «Язык

iniecTBO». M., «Наука», 19G8.

1 Ф. П. Филин. Проблемы социальной обусловленности пзыка.

лк и общество. (Тезисы докладов)». М., 1966, стр. 4.

1Ср.   исследования А. Р. Лурия по регулирующей роли речи рмалыюго и аномального ребенка: А. Р. Лурня. Развитие речи

«рмнрование   психических  процессов.   «Психологическая   наука

:СР», т. 1. М.. 1959, стр. 566 в след.

телесного существа, обладающего определенной физ£и>) опережающем отражении действительности -чело-ской организацией, мозгом. Во-вторых, из того поло-W развитую и конкретизированную Н. А. Бернштей-ния, что психика человека социальна, т. е. что разга| в цикле его работ по физиологическим механизмам ее специфических особенностей нужно искать не в би*,В1[ОСТИ челОвека '.

особенностей нужно искать не в би*,В1[ОСТИ челОвека '.

гни человека и не в независимых законах «духа», а в рии человечества, в истории общества»1.

Единство этих   двух   положений Выготский на в учении об опосредствованном социальными среде ми (орудиями, знаками) характере деятельности века. Психика человека формируется как  своего единство физиологических предпосылок и социал средств. Лишь усваивая эти средства, присваива (по словам Маркса), делая их частью своей личн и своей деятельности, человек становится самим со лишь как часть человеческой деятельности, как ор психологического субъекта — человека — эти средств прежде всего язык, проявляют свою сущность. Но «ело возникает,., в процессе общественной практики, а зн и является фактом объективной действительности, i висимым от индивидуального сознания человека»

Деятельность имеет три стороны: мотивационную левую и исполнительную3. Она рождается из потреби Далее, используя социальные средства, знаки, мы пл руем деятельность, ставя ее конечную цель и нам средства ее осуществления. Наконец, мы осуществляв! достигая намеченной цели. Единичный акт деятельн есть единство всех трех сторон. Он начинается мот! явлений.

и планом и завершается результатом, достижением и ченной вначале цели; в середине же лежит динамиче система конкретных действий и операций, направле! на это достижение. В этой связи можно вспомнить которые физиологические идеи нашего времени, пре всего идею И. П. Павлова о «предупредительной дет

1 Д. Н. Леонтьев, Л. Р. Л у р и я, Б. М. Теплое. Пред оие к кн.: Л. С. Выготский. Развитие высших психических пий. М., 1960, стр. 4. Подробную характеристику взглядов Выгот на речь см. в «Приложении» к настоящей книге

3 Л. С. В ы г о т с к и Й. Избранные психологические исследов М„ 1956, стр. 9 (редакционное предисловие).

О структуре деятельности см.: А. Н. Леонтьев и Д. Ю, нов. Психология человека и технический прогресс. Б сб.: «Фил ские вопросы высшей нервной деятельности и психики». М.,

«Структурность и целенаправленность — rot две важ-

27


Л. П. Леонтьев. 1965.Проблемы   развития   психики,   изд.   2 характеристики всякой специфически человече- деятельности. И так же, как, скажем, трудовая дея-ность не есть простая совокупность трудов ых дей-й, не есть беспорядочное проявление организма, а все-действия строго организованы и подчинены иерархии точно так же речевая деятельность

Похожие материалы

Информация о работе