четвертый школьник и каждый третий подросток болеют хроническими заболеваниями» (Государственный доклад «О санитарно-эпидемической обстановке в Республике Беларусь в 2004 г.»).
Одним из наиболее неблагоприятных факторов, имеющих место в учреждениях образования, является дидактогенный, информационный стресс, который прямо или косвенно влияет на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
В процессе эволюции человек научился приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Именно эта способность позволила ему выжить в очень суровых условиях существования. При этом механизмы приспособления постоянно совершенствовались. Выживали те, у кого эта способность была более выражена, т. е. происходил естественный отбор. Процесс совершенствования адаптационных механизмов происходит и у современного человека. Реакция людей на воздействие разнообразных факторов внешней среды различна.
В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье ввел понятие «стресс». Г. Селье определял стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызванных действием чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров). В самом общем виде стресс - это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды. Таких воздействий встречается в жизни множество. Приведем некоторые из них: брак, развод, перемена места жительства, новая работа, увольнение с работы, экзамен, эмоциональный конфликт дома, на работе, усталость, боязнь (например, увольнения), длительная неопределенность жизненной ситуации, изменение погодных условий, травма, операция, заболевания различной природы (соматические или инфекционные) и многое другое. По источнику действия стрессора выделяют стресс болевой, информационный, экологический, дидактогенный, эмоциональный, физический, холодовой, спортивный, катастрофальный и др. Вообще любой сверхсильный раздражитель может стать причиной стресса как великая радость, гак и глубокая печаль. Даже простое изменение температуры окружающей среды является для организма определенным стрессом. Организм реагирует на любое изменение с помощью приспособительных реакций, т. е. находится в постоянном напряжении, степень которого зависит от агрессивности стрессоров, их количества и продолжительности действия. Разработаны шкалы стрессов, в которых дается балльная оценка стрессо-опасности различных жизненных ситуаций (например, шкала Холмса-Рея). Каждая профессия также имеет определенную степень стрессоопасности. Например, у шахтера- 8,3 балла; у пилота- 7,5; у машиностроителя - 7,5; у стоматолога - 7,3; у учителя - 6,2; у библиотекаря - 2,0 балла.
Изучая ответные реакции организма на действие разнообразных факторов внешней среды (физических, химических, эмоциональных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.