Отчет по преддипломной практике в ГУ "Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей", страница 14

Выводы:

  Исследование выявило:

Ø  актуальность проблемы семейного насилия;

Ø  необходимость оказывать помощь семье в решении данной проблемы.

   Исследование позволило определить направления работы с семьей в формировании грамотной родительской тактики,  гармонизации супружеских отношений.

БЛОК 3

Данный блок посвящен наказанию детей в семье.

В анкетном опросе приняло участие 504 респондента в возрасте от 6 до 17 лет включительно, из них 52,2% респондентов женского пола, 47,8% - мужского пола.

Целью исследования является домашнее насилие, т.к. традиционно считается, что родители знают, как воспитывать детей, и не готовятся к грамотной родительской позиции. Для родителей характерно «втискивать» детей в свою модель идеального ребенка. При этом они опираются на стереотипную модель воспитания, характерную для патриархальной семьи, в которой взрослые знают, что нужно ребенку.

Нас интересовало отношение детей к процессу воспитания в семье. Поэтому несколько вопросов были направлены на выявление отношения детей к процессу наказания в семье, к методам наказания, на выявление чувств, испытываемых детьми после наказания их родителями.

Ответы респондентов показали, что 84,6% сталкиваются дома с теми или иными формами наказания. Репрессивная педагогика характерна практически для всех семей, независимо от их статуса и образования. Таким образом,  для 8,7% респондентов, которых всегда наказывают, воспитание посредством наказания является нормой. Респонденты, которых наказывают иногда, составляют 75,9%, а те, которые считают, что их никогда не наказывают – 15,3%.

Сравнение ответов респондентов (взрослых и детей) на вопрос о видах наказания представлено в таблице 3.

Сравнительный анализ по видам наказания (табл.3)

виды наказания

Взрослые респонденты применяют к своим детям,  (%)

По утверждению респондентов (детей) в качестве наказания к ним применяют родители, (%)

01 побои, удары, пинки, пощечины

4,6

6,3

02 крики, угрозы

18,6

29

03 лишения, ограничения

43,6

38,7

04 никак не наказываю

16,5

14

Таким образом, ответы взрослых респондентов несколько отличаются от ответов респондентов детей.

Респонденты дети (12%) проявили большую активность при заполнении открытой строки «Другие виды наказания». Ими были указаны следующие виды наказания:

Ø  ставили в угол, на гречку, пороли ремнем;

Ø  читали нотации, делали замечания;

Ø  проводили разъяснительные беседы;

Ø  заставляли мыть посуду, убирать квартиру, читать;

Ø  домашний арест;

Ø  пытались применить все, но ничего не получилось.

Однако из всего перечисленного чаще всего встречались такие методы воздействия, которые выражаются в менторстве, т.е. назидательности, упреках, убеждениях, но без навязывания собственного мнения.

Полученные результаты свидетельствуют о репрессивной педагогике, характерной для большинства исследуемых семей. При этом, безусловно, большинство родителей настроено позитивно по отношению к ребенку и любят его. Однако сформирована установка, что авторитет взрослого неприкасаем, и он утверждается с помощью насильственной семейной педагогики. Насилие присуще тем семьям, где низкий уровень психолого-педагогических знаний, уровня компетентности. Как показывает практика работы в Центре, большинству семей присущ диктат или же попустительство, либеральный или авторитарный стили воспитания, которые и приводят к психологическому или физическому насилию.

Отношение детей к наказанию специфично. У них, как и у взрослых, сформирован устойчивый феномен, определяющийся традиционными установками на воспитание, характерными для патриархальной белорусской семьи, о том, что наказание должно обязательно присутствовать в семье. Это норма жизни родителей и детей. Поэтому 46,6% респондентов считают, что их всегда справедливо наказывают, 49,2% - наказывают справедливо лишь иногда, а 4,1% всегда наказывают несправедливо.

На наш взгляд, присутствует деформация человеческой психологии, которая возникает под влиянием авторитарной семейной педагогики. Спектр чувств ребенка, которые он испытывает после наказания, рассматривался нами в достаточно широком аспекте от чувства вины до чувства мести. Так наибольшее количество респондентов (39,5%) после наказания испытывают чувство вины, 16,8% - возмущение, 15,2% - чувство злости, 12,6% хотели бы исчезнуть после случившегося, 4,5% испытывают чувство мести,  7,9% не испытывают никаких ощущений.