Выводы:
Исследование выявило:
Ø актуальность проблемы семейного насилия;
Ø необходимость оказывать помощь семье в решении данной проблемы.
Исследование позволило определить направления работы с семьей в формировании грамотной родительской тактики, гармонизации супружеских отношений.
БЛОК 3
Данный блок посвящен наказанию детей в семье.
В анкетном опросе приняло участие 504 респондента в возрасте от 6 до 17 лет включительно, из них 52,2% респондентов женского пола, 47,8% - мужского пола.
Целью исследования является домашнее насилие, т.к. традиционно считается, что родители знают, как воспитывать детей, и не готовятся к грамотной родительской позиции. Для родителей характерно «втискивать» детей в свою модель идеального ребенка. При этом они опираются на стереотипную модель воспитания, характерную для патриархальной семьи, в которой взрослые знают, что нужно ребенку.
Нас интересовало отношение детей к процессу воспитания в семье. Поэтому несколько вопросов были направлены на выявление отношения детей к процессу наказания в семье, к методам наказания, на выявление чувств, испытываемых детьми после наказания их родителями.
Ответы респондентов показали, что 84,6% сталкиваются дома с теми или иными формами наказания. Репрессивная педагогика характерна практически для всех семей, независимо от их статуса и образования. Таким образом, для 8,7% респондентов, которых всегда наказывают, воспитание посредством наказания является нормой. Респонденты, которых наказывают иногда, составляют 75,9%, а те, которые считают, что их никогда не наказывают – 15,3%.
Сравнение ответов респондентов (взрослых и детей) на вопрос о видах наказания представлено в таблице 3.
Сравнительный анализ по видам наказания (табл.3)
виды наказания |
Взрослые респонденты применяют к своим детям, (%) |
По утверждению респондентов (детей) в качестве наказания к ним применяют родители, (%) |
01 побои, удары, пинки, пощечины |
4,6 |
6,3 |
02 крики, угрозы |
18,6 |
29 |
03 лишения, ограничения |
43,6 |
38,7 |
04 никак не наказываю |
16,5 |
14 |
Таким образом, ответы взрослых респондентов несколько отличаются от ответов респондентов детей.
Респонденты дети (12%) проявили большую активность при заполнении открытой строки «Другие виды наказания». Ими были указаны следующие виды наказания:
Ø ставили в угол, на гречку, пороли ремнем;
Ø читали нотации, делали замечания;
Ø проводили разъяснительные беседы;
Ø заставляли мыть посуду, убирать квартиру, читать;
Ø домашний арест;
Ø пытались применить все, но ничего не получилось.
Однако из всего перечисленного чаще всего встречались такие методы воздействия, которые выражаются в менторстве, т.е. назидательности, упреках, убеждениях, но без навязывания собственного мнения.
Полученные результаты свидетельствуют о репрессивной педагогике, характерной для большинства исследуемых семей. При этом, безусловно, большинство родителей настроено позитивно по отношению к ребенку и любят его. Однако сформирована установка, что авторитет взрослого неприкасаем, и он утверждается с помощью насильственной семейной педагогики. Насилие присуще тем семьям, где низкий уровень психолого-педагогических знаний, уровня компетентности. Как показывает практика работы в Центре, большинству семей присущ диктат или же попустительство, либеральный или авторитарный стили воспитания, которые и приводят к психологическому или физическому насилию.
Отношение детей к наказанию специфично. У них, как и у взрослых, сформирован устойчивый феномен, определяющийся традиционными установками на воспитание, характерными для патриархальной белорусской семьи, о том, что наказание должно обязательно присутствовать в семье. Это норма жизни родителей и детей. Поэтому 46,6% респондентов считают, что их всегда справедливо наказывают, 49,2% - наказывают справедливо лишь иногда, а 4,1% всегда наказывают несправедливо.
На наш взгляд, присутствует деформация человеческой психологии, которая возникает под влиянием авторитарной семейной педагогики. Спектр чувств ребенка, которые он испытывает после наказания, рассматривался нами в достаточно широком аспекте от чувства вины до чувства мести. Так наибольшее количество респондентов (39,5%) после наказания испытывают чувство вины, 16,8% - возмущение, 15,2% - чувство злости, 12,6% хотели бы исчезнуть после случившегося, 4,5% испытывают чувство мести, 7,9% не испытывают никаких ощущений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.