Значимость этой проблемы во многом объясняется тем, что оценка учителя оказывает влияние как на интеллектуальную сферу личности учащегося, так и на его нравственную и эмоционально-волевую сферы. Ведь оценка учителем знаний, умений, навыков, отношения к учебе или поступков ученика всегда, при всех обстоятельствах сказывается как на формировании личности ребенка, так и на качестве его учебно-познавательной деятельности.
Педагогическая оценка учебной деятельности школьника рассматривается как выраженный учителем в количественно-качественных показателях результат сравнения реального и надлежащего уровней усвоения учащимися учебного материала [20, с. 69].
В зависимости от цели, педагогической ситуации оценка может быть прямой и опосредованной, адекватной и неадекватной, правильной и неправильной, комментированной и не комментированной, аргументированной и не аргументированной, а также шкальной и вербальной, персональной, общей и групповой.
Каждый вид оценки имеет определенное воздействие на ученика. В силу тех функций, которые оценка выполняет, ученые педагоги считают следующее [1, с. 70]:
Рис. 1.1. Функции оценки знаний
1. Информационная функция оценки заключается в анализе учебных достижений учащихся, процессуальной стороны учебной деятельности. Оценка помогает учителю корректировать свою работу в соответствии с эффективностью учебной деятельности ученика. Учащемуся оценка помогает составить правильные представления о степени усвоения им учебного материала, о сформированности учебных умений и навыков.
2. Контролирующая функция связана с определением учителем путей, методов оптимизации процесса обучения в достижении требований образовательных стандартов и учебных программ в условиях разноуровневого обучения.
3. Образовательная ориентирует учителя на использование разнообразных методов и средств оценивая учебных достижений учащихся адекватно уровням их учебной деятельности, что не только активизирует их мышление, познавательную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки.
4. Корректирующая функция оценки заключается в том, что она может стимулировать ученика к достижению более высоких результатов учебной деятельности, однако это происходит только в том случае, если учитель использует диапазон отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности ученика. Учет проявления индивидуальных качеств и свойств личности при этом «снимет» состояние тревожности и страха, что не только не повлияет отрицательно на мотивацию, но и наоборот, усилит ее, создав условия к продвижению ученика вперед в учебно-познавательной деятельности.
Если же оценка выставлена неадекватно, если она завышена или занижена, то это отрицательно влияет на мотивацию и проявляется
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.