• Обмен информацией: сотрудничество клиента и консультанта ограничено информированием последнего первым по интересующим его вопросам в ходе диагностики, анализа и т.п.
• Убеждение: косвенное или открытое навязывание своей точки зрения другой стороне; одна из форм неравноправного сотрудничества. Эта стратегия чаще всего применима в ходе консультации-обучения.
• Взаимопонимание: полное принятие проблем другой стороны, равноправное участие в их решении.
Существует несколько стандартных и наиболее употребляемых на практике моделей построения отношений «консультант - клиент»:
1 «Доктор - пациент» (рецепт - выполнение): клиент за непродолжительное время получает рекомендации и начинает их выполнять; роль клиента в диагностике и выработке рекомендаций минимальна; консультант работает самостоятельно.
2. Равноправное сотрудничество предполагает одинаковую степень участия сторон консалтинговой сессии в диагностике и уточнении проблемы, в выработке и принятии рекомендации, её реализации; клиент выступает полноправным участником консультационной группы: он вносит предложения, критикует или дополняет консультантов, корректирует ход реализации рекомендаций.
Эта модель относиться к числу идеальных; на практике встречается редко (чаще всего в ходе деловых игр и семинаров). Некоторые теоретики управленческого консультирования эту модель вообще отрицают как продуктивную и как противоречащую схеме консультирования.
3. Неравноправное сотрудничество: роль консультанта сводиться к генерированию идей по решению проблемы, всё остальное - определение цели и задач, информационное обеспечение, селекция идей и решений, их реализация - делает клиент. В рамках этой модели клиент активно участвует на всех этапах консультирования [4].
Отношения в процессе консультирования и методики консультирования являются важным инструментом управления в процессе активизации взаимных интересов работника и супервизора. Надлежащие отношения при консультировании могут устранять коммуникационные барьеры, способствовать росту работника и помогать супервизору справляться с двумя ключевыми проблемами — зависимостью работника и угрозой оценки его производительности. Правильное консультирование работников в условиях производства и сфере управления не сильно отличается от официального консультирования и психотерапевтических консультаций. Особую важность при супервизорском консультировании играют такие техники отношений, как структурирование, молчание и отражение чувств. При тренинге сенситивности управленческого персонала существенным элементом помощи является осознание ими собственных чувств, а также чувств их подчиненных, поскольку это позволяет быть искренними, сердечными и принимающими по отношению к сотрудникам, которые обращаются со своими проблемами [6].
1. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом./ Под. ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.
2. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М.К, Татушкиной. – СПб.: Изд-во Дидактика Плюс», 2001. – 352 с.
3. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учебн.пособие для студ. Высш.пед.учебн.заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 240 с.
4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект; ОППЛ, 2002. – 464 с.
5. Невик Э. Организационное консультирование. Пер. с англ. СПб.: «Изд-во Пирожкова». Серия. «Новый импульс». 2002. – 224 с.
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн. Пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К, Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560.
7. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высшей и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера». 2000 – 528 с.
8. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.