Задержки (ретардации) психосексуального развития
Наиболее частая форма нарушений психосексуального развития. Заключается в отставании сроков становления сексуальности от возраста ребенка.
3 варианта ретардации.
1. Соматогенные ретардации.
В основе психосексуальных задержек развития лежит отставание в половом т.е. соматическом (физическом) развитии. Они наиболее глубоки и имеют биологическую основу в виде трудно корригируемых нарушений эндокринной системы человека. Грубые нарушения эндокринной системы приводят к асексуальности, связанной с полным выпадением сексуальных компонентов в психическом развитии личности.
2. Психогенные задержки
Обусловлены нарушением в становлении психики и наблюдаются при общем отставании психического развития, проявляющиеся в виде психопатий и патохарактерологических развитий личности, (преимущественно – астеническими, психастеническими и истерическими формами). При этом соматическое, т.е. половое созревание происходит правильно и соответствует возрастной норме. Трудности в формировании навыков общения со сверстниками усиливают фантазирование (1 фазу) и отсутствует реализация (2 фаза), что ведет к заместительным и суррогатным формам половой активности.
3. Социогенные задержки
Вызваны неправильным половым воспитанием, считающим секс чем-то грязным и прививающим детям подобные установки. Постоянный контроль за детьми, подбор им товарищей по играм и даже полная изоляция от них, негативизм в отношении сексуальности ребенка ведет к искажению этапов психосексуального развития и деформирует личность.
У лиц женского пола, социогенные задержки более выражены т.к. социум влияет больше вследствие установившегося негативного отношения к проявлениям женской сексуальности.
Клиника. На 1 и 2 этапах психосексуального развития выпадает важнейшая фаза – практическое обучение общению между полами. Между прочим, эта задержка сексуального развития ребенка родителями и педагогами воспринимается как показатель благополучного воспитания.
Все становится заметным в пубертатном возрасте(после 1012-и лет). Полоролевые игры в “дочки-матери”, свойственные детям 5-7 лет, переносятся на школьные годы и “недоигравшие” дети играют в куклы даже в старших классах. Но уже с новым , более высоким, уровнем осведомленности и на ином гормональном фоне. В любом случае эти игры полезны т.к. формируют ролевые установки, необходимые для проживания в социуме. Однако совпадение полоролевых игр с гормональной активностью может зафиксировать их на суррогатной форме реализации либидо и т.к. играют одни девочки, это может привести к гомосексуальной направленности полового влечения.
Самый большой процент ретардаций становления сексуальности приходится на 3-1 этап(формирования психосексуальных ориентаций) и наиболее часто , задержка происходит на эротической стадии.
Характерны социальные , а не сексуальные эротические мотивы вступления в брак ретардантов.
Лечение. Сексуальные неудачи у ретардантов лечить нужно не таблетками, ибо главное здесь –трудность общения, коммуникации т.е. поведенческие нарушения.
Задержки психосексуального развития нередко сочетаются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.