к самостоятельной жизни
Программа состоит из восьми занятий, которые проводятся воспитателем или руководителем кружка 1 – 2 раза в неделю в первый месяц проживания учащихся в общежитии.
Тема занятия |
Дата проведения |
Занятие 1. Распределение денег на покупки. «Потребительская корзина белоруса» |
сентябрь |
Занятие 2. Траты первоочередные и второстепенные. |
|
Занятие 3. «Уроки экономии». Где товары дешевле. Что лучше покупать: дешевый и некачественный товар или качественный, но дороже. |
|
Занятие 4. Как собрать “приданое” к выпуску из училища. |
|
Занятие 5. Большая стирка или как продлить срок носки одежды |
|
Занятие 6. Как обновить и отремонтировать одежду |
|
Занятие 7. Ремонт жилого помещения. |
|
Занятие 8. Меню на неделю. |
Занятия по планированию бюджета должны быть максимально приближены к нуждам и потребностям учащихся-сирот в адаптационный период.
Цель занятий: сформировать личность, способную нормально функционировать в новой социально-экономической среде, умеющую рационально тратить деньги.
Задачи занятий:
- приближение знаний основ экономики к потребностям учащихся,
- осознание самими учащимися необходимости применения в будущей жизни знаний, умений и навыков, полученных на занятиях;
- умение учащимися распределять денежные средства.
Занятие 1.Распределение денег на покупки. «Потребительская корзина белоруса»
Разбить учащихся на группы по 3 – 4 человека и предложить составить перечень необходимых продуктов и санитарно-гигиенических средств, которые они намерены закупить для себя на месяц, а также подсчитать, сколько денег им на это потребуется. Каждая группа предлагает свой проект покупок и рассчитывает сумму денег на эти покупки. Затем дается официальная потребительская корзина и предлагается рассчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов питания и санитарно-гигиенические средства на месяц (нормы приведены в газете «Аргументы и факты» № 29 за 1999 год по данным Госкомстата РБ и Минздрава РБ). Потребительская корзина белоруса представляет собой:
продукты питания:
- хлеба ржаного – 7,02 кг
- хлеба пшеничного – 3,06 кг
- муки пшеничной – 0,54 кг
- макаронных изделий – 0,58 кг
- крупы – 0,63 кг
- картофеля – 15 кг
- капусты – 2,48 кг
- моркови – 3,1 кг
- лука – 0,85 кг
- яблок – 1,67 кг
- говядины 1 кг
- свинины – 1,58 кг
- птицы – 1,46 кг
- колбасных изделий – 0,58 кг (0,19 г колбасы в день)
- рыбы – 1 кг
- яиц – 1,26 десятка
- молока – 10 л
- творога – 0,82 кг
- сметаны – 0,13 л
- сыров твердых – 0,2 кг
- масла сливочного – 0,5 кг
- масла растительного – 0,53 кг
- жиров – 0,33 кг
- сахара – 1,77 кг
- чая – 0,08 кг
санитарно-гигиенические средства:
- зубная паста – 0,5 тюбика
- шампунь – 1 флакон
- мыло туалетное – 2 куска
- мыло хозяйственное – 2 куска
- стиральный порошок – 1 пачка
- крем для обуви – 0,5 упаковки
- средство для мытья посуды - 0,25 флакона
Подводятся итоги полученных результатов, обсуждаются возможности варьирования потребительской корзины и расходования денег.
Занятие 2. Траты первоочередные и второстепенные.
Бюджет каждой семьи состоит из первоочередных и второстепенных трат. К первоочередным тратам относятся: оплата за жилье и коммунальные платежи, оплата за телефон, покупка проездного билета на городской транспорт, покупка продуктов питания, санитарно-гигиенических средств по уходу за собой, жильем, одеждой.
Исходя из расчета, что среднемесячная заработная плата на одного человека - 200 тысяч рублей, подсчитать, сколько денег остается на покупку одежды, обуви, на посещение кино и театра, развлечения. Ниже приведен примерный расчет (цены могут изменяться в зависимости от инфляции).
Оплата за однокомнатную квартиру оплата за телефон
оплата за электроэнергию проездной билет на 2 вида транспорта продукты питания _________руб.
санитарно-гигиенические средства __________руб. всего __________ руб.
Нужно рассчитать, сколько денег осталось на приобретение других вещей, развлечения, отдых.
Занятие 3. «Уроки экономии». Где товары дешевле. Что лучше покупать: дешевый и некачественный товар или качественный, но дороже.
Оптовые рынки и качество товаров. Почему на оптовом рынке выгоднее покупать продукты питания и предметы санитарно-гигиенического ухода. Качество продуктов и сроки их хранения. На что обратить внимание при покупке товаров на оптовом рынке. Адреса ближайших рынков. Примерный расчет затрат на покупку товаров в магазине и на оптовом рынке.
Предметы первой необходимости.
Что должна иметь в доме хозяйка (хозяин).
Задание:
- Предлагается каждому участнику группы составить список вещей, которые, по его мнению, должны быть в доме (без чего нельзя обойтись, а что не очень важно).
- Составляется список необходимых в доме вещей: холодильник, телевизор, видеоплейер, магнитофон, компьютер, стол, стулья, диван, посуда обеденная, посуда кухонная и т.п;
- Предлагается распределить денежные средства таким образом, чтобы можно было приобрести нужные вещи.
1.2. Материал к занятиям по обучению умению приготовления пищи, ремонту одежды, ремонту и уборке жилья.
Перед занятиями по обучению социально-бытовым навыкам следует
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.