4. Изменится ли условие равновесия моста, если гальванометр и источник тока поменять местами?
Мостовые цепи обладают одним важным свойством – при определенном соотношении сопротивлений плеч моста напряжение и ток в диагонали нагрузки полностью отсутствуют при любых значениях Еп. Такое состояние моста называют равновесным, а соотношение сопротивлений плеч моста, при котором мост уравновешен, - уравнением или условием равновесия.
В процессе уравновешивания моста можно выделить 2 операции: выбор поддиапазона измерения и точно уравновешивание (контроль над равновесием производится с помощью СУ – сравнивающего устройства). В качестве СУ используются гальванометры или специальные приборы – микровольтнаноамперметры. Обладая высокой чувствительностью нулевого уровня и реагируя на малейшие изменения тока в индикаторной диагонали, СУ не выдерживают больших токовых перегрузок, которые возникают, если состояние мостовой схемы далеко от равновесия, поэтому для защиты СУ от перегрузок вводятся добавочный резистор, значение которого 105 Ом или более.
Важным параметром моста является напряжение питания. Значение его влияет на чувствительность моста и не может выбираться произвольно. Дело в том, что для уравновешивания моста необходимо обеспечить определенную чувствительность всей мостовой установки, которая определяется чувствительностью мостовой схемы и СУ. Чем выше будет чувствительность мостовой схемы, тем более грубое, более надежное и более дешевое СУ можно выбрать. Чувствительность схемы зависит от напряжения питания и соотношения сопротивлений резисторов мостовой схемы, причем зависимость от напряжения питания имеет вид прямой пропорциональности. В реальных мостах значение напряжение питания лежит в пределах от десятых долей вольт до сотен вольт.
5. Почему гальванометры, применяющиеся в мостовых схемах, имеют двустороннюю шкалу с нулем посередине?
Мост предназначен для сравнения известных значений сопротивления с определяемыми.
Гальванометр предназначен для непосредственного визуального сравнения сопротивлений. Когда сопротивления равны, то есть мост уравновешен, на шкале гальванометра стрелка покажет значение ноль.
6. Укажите источники погрешностей одинарного моста.
На погрешность оказывает влияние сопротивление подводящих проводов и сопротивление переходных контактов, а также сопротивление изоляции.
7. Почему у двойного моста соединительные проводники не вызывают появления заметных погрешностей?
Применение токовых и потенциальных зажимов при измерении малых сопротивлений является основным приемом для устранения влияния соединительных проводов и переходных сопротивлений на результат измерения. Уменьшают значение сопротивления соединительных проводников путем выбора их предельно короткими и с большим сечением. Следовательно на измеряемое сопротивление не оказывает влияние сопротивление соединительных проводников.
8. Почему измерение на двойном мосте следует делать дважды при разных направлениях тока?
Переключатель SA в схеме моста (СМ) предназначен для измерения значения Rx при разных направлениях тока Iп. Этим приемом пользуются для исключения влияния термо-ЭДС, возникающих в различных местах моста (прежде всего на потенциальных сопротивлениях моста), на результат измерения. Дело в том, что значение и направление термо-ЭДС не зависят от направления тока, а полярность падения напряжения на потенциальных сопротивлениях зависит от направления тока Iп. При одном направлении Iп термо-ЭДС вносят в результат измерения положительную погрешность, при другом – отрицательную, но абсолютное значение этой погрешности остается одним и тем же. Взяв полусумму этих результатов данных показаний, получим результат измерения, в котором погрешность, вызванная действием термо-ЭДС, оказывается исключенной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.