МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗООТЕХНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению ситуационных заданий
по дисциплине «Болезни молодняка»
Для студентов 5 курса специальности 111201 «Ветеринария»
Благовещенск
Издательство ДальГАУ
2010
УДК619:616-053.2(027)
Методические указания к выполнению ситуационных заданий по дисциплине «Болезни молодняка» для студентов 5 курса специальности 111201 «Ветеринария» / Сост.: Н.И.Землянская, З.А.Литвинова. – Благовещенск: ДальГАУ, 2010. – 24 с.
Составленные методические указания к выполнению ситуационных заданий предназначены для самостоятельной работы по изучению и закреплению программного материала по дисциплине «Болезни молодняка».
В данных указаниях приведены варианты ситуационных заданий по дисциплине «Болезни молодняка», план и методика их выполнения.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Ветеринария», а также для слушателей ФПК.
Рецензент: д-р биол. наук, доцент Н.В.Труш
Рассмотрены, одобрены и рекомендованы к изданию методическим советом института ветеринарной медицины и зоотехнии (протокол № 1 от 20.09.2010 г.).
Издательство ДальГАУ, 2010
3
Введение
В современных условиях развития образовательной базы высшей школы актуальным является активация самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Одной из форм такой работы является выполнение студентами расчётно-графических или ситуационных заданий по программным дисциплинам.
Студенты в процессе выполнения ситуационных заданий по дисциплине «Болезни молодняка» должны ознакомиться с аспектами проявления и распространения инфекционных заболеваний молодняка сельскохозяйственных животных; освоить общие принципы их диагностики, профилактики и лечения; овладеть практическими навыками и научиться разрабатывать комплекс профилактических, оздоровительных противоэпизоотических мероприятий.
Полученные знания должны помочь будущим ветеринарным специалистам правильно организовывать и проводить работу на животноводческих комплексах по профилактике и ликвидации инфекционных болезней молодняка.
Цель: изучить особенности проявления и распространения инфекционных заболеваний среди молодняка сельскохозяйственных животных; освоить принципы противоэпизоотической и лечебно-профилактической работы.
Задачи:
1. Изучить теорию инфекционного заболевания;
2. Овладеть навыками разработки и организации мероприятий по профилактике, оздоровлению, ликвидации инфекционных болезней молодняка сельскохозяйственных животных в хозяйственных условиях;
3. Закрепить аспекты комплексной лечебной работы при инфекционных заболеваний молодняка.
4
1 Особенности лечебно-профилактических мероприятий
при инфекционных болезнях молодняка
сельскохозяйственных животных
Мероприятия при возникновении инфекционных болезней молодняка, как и во всех случаях возникновения инфекционных болезней среди взрослых животных, проводят в трёх направлениях: изоляция и уничтожение источника возбудителя инфекции; исключение факторов передачи возбудителя болезни; повышение устойчивости животных к заражению. Однако в этой системе имеется ряд особенностей. Необходимо учитывать, что источником возбудителя инфекции является не только заражённый молодняк, но и взрослые клинически здоровые животные. Изолировать от молодняка взрослых животных полностью часто бывает невозможно, так как их молозиво используется для кормления новорождённых. В создании специфической устойчивости у молодняка также есть особенность, сущность которой в том, что вакцинацию молодняка следует проводить через самок-матерей, чтобы новорождённые животные получали иммунитет естественным путём через молозиво. Изоляция источников возбудителя болезни и их ликвидация слагается из выявления взрослых животных-носителей возбудителя болезни. При сальмонеллёзах, диплококковой инфекции выявление таких животных – это одно из важных мероприятий, направленных на ликвидацию очага и полную санацию хозяйства.
В системе мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний молодняка необходимо использовать для маточного поголовья полноценные, сбалансированные и доброкачественные в санитарном отношении корма, особенно во второй половине беременности. Рационы должны быть сбалансированы по энергии, перевариваемому протеину, макро- и микроэлементам, витаминам, сухому веществу, клетчатке в соответствии с «Нормами и рационами кормления сельскохозяйственных животных» по данным лабораторных исследований. Не реже одного раза в квартал, а также
5
при существенных изменениях в составе рациона и перемене мест содержания животных необходимо проводить систематический контроль состояния обмена веществ у беременных животных путем проведения биохимических исследований крови не менее 5 проб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.