Помимо ужесточения требований к религиозной чистоте монарха (никаких католиков!), было установлено, что английский престол после Вильгельма III и Анны Стюарт переходит к Ганноверской линии Стюартов.
Исполнительная власть сосредоточилась в руках короля и его советников. В целях ограничения королевской власти был установлен институт контрасигнатуры: указ короля должен быть скреплен подписью соответствующего королевского советника (министра). Тем не менее, монарх был фактически юридические безответственен, ведь контрасигнатурой ответственность за королевское решение фактически перекладывалась на утвердившего его королевского министра. Король также лишался своего права помилования для лиц, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Была несколько ограничена зависимость судей от короля.
Для обеспечения соблюдения формирующегося принципа разделения властей был установлен запрет пребывания члена палата общин на оплачиваемой королевской службе (Акт о должностях 1707г.), через некоторое время он был отменен.
В XVIIIв. в Англии формируется кабинетная система. Кабинет как правительственный орган, члены которого назначались королем, сформировался еще при Стюартах. Вильгельм III назначал в кабинет представителей различных политических течений. При его преемнице, королеве Анне, наметилась ориентация на однопартийные кабинеты, эта тенденция закрепилась при королях Ганноверской династии.
Георг I в 1721г. передоверил право председательствовать в кабинете премьер-министру (первому министру кабинета). По молчаливому согласию в XVIIIв. король стал назначать своими советниками (т.е. министрами кабинета) лидеров парламентского большинства. Фактически лидер победившей на выборах партии, становившийся премьер-министром, сам стал формировать кабинет, чей состав лишь утверждался королем.
Затем появилась практика отставки отдельных министров, премьер-министра (а, значит, и всего кабинета).
В XVIIIв. еще не было настоящих (в современном понимании) политических партий, были лишь более-менее стабильные политические группировки.
Георг III пытался восстановить часть королевских прерогатив, в частности, назначение премьер-министра не по результатам выборов, а по своему желанию, однако такая практика, к счастью для английского парламентаризма, не укоренилась.
Кабинетная система утверждает отрицание принципа разделения властей, в основу английского политического устройства кладется принцип монизма: победившая на выборах партия и имеет большинство в парламенте (законодательные полномочия), и формирует кабинет (исполнительные полномочия).
В 1716 срок полномочий парламента одного созыва был увеличен до 7 лет (это положение сохранялось до 1911).
В силу обычая, установившегося в XVIIIв., король, помимо права произвольного формирования кабинета, лишился еще и права вето в отношении законов, прошедших и палату общин, и палату лордов (последний раз монарх использовал это право в 1707г.).
В конце XVIIIв. было установлено, что при вступлении очередного монарха на престол парламентом определялась фиксированная сумма содержания королевского двора, т.е. помазанник Божий оказался в финансовом плане на содержании у парламента.
Кабинет уходил в отставку в следующих случаях:
После буржуазной революции английское избирательное право затрагивало лишь незначительный круг избирателей (в частности, был установлен высокий имущественный избирательный ценз
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.