касается собственно периодизации всеобщей истории государства и права, в советское время господствовала марксистская концепция общественно-экономических формаций (их выделяется 5: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Соответственно выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический этапы развития государства и права. До К. Маркса и Ф. Энгельса указанная периодизация в общих чертах была разработана еще в конце XVIIв. историком Целлариусом. В принципе, отмечает доц. А.В. Ильин, формационную периодизацию истории вполне можно эффективно использовать.
Традиционно выделяют следующие периоды развития государства и права:
1. Государство и права древнего (рабовладельческого) мира (четвертое (или даже пятое) тысячелетие до н.э. – 476, т.е. падение Западной Римской империи).
2. Государство и право средневекового (феодального) мира (476 – 1640, т.е. начало Великой английской буржуазной революции).
3. Государство и право нового (капиталистического) мира (1640 – 1918, т.е. окончание Первой мировой войны).
4. Государство и право новейшего (посткапиталистического) времени (начиная с 1918).
Существует другая, более упрощенная периодизация государства и права:
1. Государство и право аграрного общества (производство было сконцентрировано в сельском хозяйстве), существовало до великого промышленного переворота, начавшегося в Англии в XVIIв.
2. Государство и право индустриального общество (производство сконцентрировано в промышленности).
2. Возникновение первых государств на Древнем Востоке. Основные особенности государственного механизма древневосточных государств.
Считается, что первые древневосточные государства возникли в Месопотамии, в низовьях Тигра и Евфрата, у шумеров. Другие исследователи считают древнейшим Египет (Нильская область). Государство и право в Шумере и Египте возникли в четвертом тысячелетии до н.э. В третьем тысячелетии до н.э. возникает государство на полуострове Индостан. Около второго тысячелетии до н.э. на путь государственности вступает китайская цивилизация. К первому тысячелетию до н.э. эти цивилизации объединились в единую Ойкумену от Красного до Желтого моря. Все указанные цивилизации собирательно называют древневосточными. Мечников метко назвал их все речными. Действительно, все они образовались на берегах великих рек: Египет – Нил; Шумер – Тигр и Евфрат; Индия – Инд и Ганг; Китай – Хуанхэ и Янцзы.
Возникновение прибавочного продукта, общественное разделение труда, появление профессионального государственного аппарата в этих странах связано с плодородными почвами и мягким климатом речных долин. Природно-климатические условия здесь как нигде влияли на развитие государства. Объединение народных усилий здесь было необходимо для эффективной организации ирригации. Государство здесь координировало усилия многих общин в целях строительства и содержания гидротехнических сооружений. Также сообща строились крупные храмовые (например, египетские пирамиды) и оборонительные (например, Великая китайская стена) сооружения.
В этих ранних государствах было еще много пережитков догосударственного, родоплеменного первобытно-общинного строя, особенно в сельском хозяйстве, религии. Вскоре эти государства (особенно Египет и месопотамские государства) оказались перед угрозой аграрного перенаселения, эта проблема решалась за счет притока населения в города, что, в свою очередь, стимулировало развитие государства. Еще К. Маркс подчеркивал, что древневосточные государства не могли существовать без обязательных общественных работ, организуемых государством.
Государственный аппарат в древности был достаточно прост. Наряду с государственным управлением, сильны были элементы общинного и городского самоуправления. Община на Востоке сохранялась вплоть до Нового времени. В государстве и экономике важны была роль храмов. Вообще, политеистическая религия сильно влияла на общество. Однако храмы были децентрализованы, оказываясь частью государственного древневосточного механизма.
3. Эволюция формы государства на Древнем Востоке. Восточная деспотия.
Для Древнего Востока характерно патерналистское (патриархальное) отношение государства к личности. С высокой степенью вероятности можно предположить, что первоначально все древневосточные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.