Экология высокоскоростного наземного транспорта: Учебное пособие (Воздействие железнодорожного транспорта на природу. История и технология развития высокоскоростных поездов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

5

1.1.

Экология, предмет и задачи

5

1.2.

Экология особей

12

1.3.

Основные закономерности действия экологических факторов

17

1.4.

Понятие популяций в экологии. Основные свойства популяций

19

1.5.

Колебания численности, динамика и гомеостаз популяций

21

1.6.

Экология сообществ

27

1.7.

Строение и свойства биосферы

33

1.8.

Основные экологические проблемы современности

36

1.9.

Пути решения экологических проблем

40

2.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИРОДУ

44

2.1.

Железнодорожный транспорт и окружающая среда

44

2.2.

Преимущества железнодорожного транспорта во влиянии на окружающую среду

48

2.3.

Воздействие на экосистемы в процессе эксплуатации

49

2.3.1.

Подвижные источники загрязнения

49

2.3.2.

Стационарные источники загрязнения

53

2.4.

Воздействие на экосистемы при строительстве железнодорожных линий

57

2.5.

Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду

60

2.6.

Принципы сохранения равновесия в окружающей среде

61

2.7.

Влияние загрязнений на экосистемы и здоровье людей

64

2.8.

Системные преимущества железнодорожного транспорта

68

2.8.1.

Железные дороги и потребление энергоресурсов

69

2.8.2.

Влияние на окружающую среду

70

2.8.3.

Занятие земельных площадей

75

2.8.4.

Безопасность

76

3.

ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ

77

3.1.

Технологический проект, структура и обслуживание высокоскоростных поездов и путей

79

3.2.

Типы высокоскоростных поездов

82

3.3.

Государства с высокоскоростными железнодорожными магистралями

84

3.3.1.

Европейский союз

84

3.3.2.

Азия

89

3.3.3.

Северная Америка

94

3.3.4.

Россия

98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

101

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

103

1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

1.1. Экология, предмет и задачи

Введение. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Термин экология ввел немецкий биолог Эрнст Геккель (1866). Соответственно экология возникла как часть биологии. В настоящее время экология распалась на ряд научных дисциплин, кроме  того, отмечается разнообразное содержание термина «экология», но в любом случае в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биологии. Предметом изучения общей экологии являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой.

Ретроспективная оценка становления экологии показывает, что уже при первых попытках обобщения опыта связей человека с природой многие исследователи с самых разных сторон обращали внимание на взаимоотношения организмов и влияние на них окружающей среды. Сам Э. Геккель, находясь под сильным влиянием эволюционных идей Ч.Дарвина, пытался разработать систему связи общей биологии с ее частными дисциплинами, основные положения которой он сформулировал в докладе «О теории развития Дарвина», прочитанном в 1863 г. Более детально эти представления Э. Геккель изложил в своём труде «Всеобщая морфология организмов», где рассматривал физиологию организмов, состоящую из «физиологии жизнедеятельности», в которую включил питание и размножение, и «физиологию взаимоотношений». В последней, отношение организма к внешнему миру им уже рассматривалась как «экология и география организма». Объективности ради следует признать, что значительно ранее Э. Геккеля необходимость изучения живых организмов в их соотношении с окружающей средой были отмечены русским натуралистом К.Ф.Рулье и его учеником Н.А.Северцевым. К сожалению, как это часто бывает в науке, их идеи, также как и В.В.Докучаева надолго опередили своё время и не были поняты современниками и только спустя много лет были оценены учёными-экологами. Выдающаяся роль в формировании отечественной экологии принадлежит Д.Н.Кошкарову, который в 1930-40-х годах развил и уточнил своё понимание экологии как науки, которую рассматривал как «…изучение взаимоотношений организма (вида) со средой его обитания, изучение приспособлений и противоречий между особенностями вида и элементами этой среды, именуемыми факторами, задачей экологического исследования является познание «условий существования» вида, т.е. тех факторов среды, которые являются необходимыми для существования вида». В эти годы занимаемая Д.Н.Кошкаровым позиция существенно отличалась от распространённого в это же время среди учёных течения, представители которого рассматривали экологию как науку о приспособлениях (адаптациях) животных и растений к условиям окружающей неорганической и органической среды и призвана заниматься изучением различных форм адаптации и их закономерностей.

Проблемы ухудшения состояния окружающей среды существовали еще в доиндустриальное и даже доисторическое время. В древности жители пещер подвергались воздействию дымовых газов, которые образовывались при работе их примитивных устройств для обогрева и приготовления пищи. В античные времена человек, мало задумываясь о последствиях, для удовлетворения своих нужд уничтожил на больших площадях лес, тем самым буквально «вырвал у себя почву из под ног», нарушив равновесие между почвой, лесом и водой, что привело к ухудшению плодороднонсти почв и их заболачиванию. Это явилось причиной того, как в полагают в настоящее время многие экологи, что многие античные города были покинуты своими жителями ещё в древности и люди, изгнанные со своей родины ухудшением окружающей среды, селились в других, более пригодных для жизни местах, которых в то время на земле было

Похожие материалы

Информация о работе