СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ |
5 |
1.1. |
Экология, предмет и задачи |
5 |
1.2. |
Экология особей |
12 |
1.3. |
Основные закономерности действия экологических факторов |
17 |
1.4. |
Понятие популяций в экологии. Основные свойства популяций |
19 |
1.5. |
Колебания численности, динамика и гомеостаз популяций |
21 |
1.6. |
Экология сообществ |
27 |
1.7. |
Строение и свойства биосферы |
33 |
1.8. |
Основные экологические проблемы современности |
36 |
1.9. |
Пути решения экологических проблем |
40 |
2. |
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИРОДУ |
44 |
2.1. |
Железнодорожный транспорт и окружающая среда |
44 |
2.2. |
Преимущества железнодорожного транспорта во влиянии на окружающую среду |
48 |
2.3. |
Воздействие на экосистемы в процессе эксплуатации |
49 |
2.3.1. |
Подвижные источники загрязнения |
49 |
2.3.2. |
Стационарные источники загрязнения |
53 |
2.4. |
Воздействие на экосистемы при строительстве железнодорожных линий |
57 |
2.5. |
Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду |
60 |
2.6. |
Принципы сохранения равновесия в окружающей среде |
61 |
2.7. |
Влияние загрязнений на экосистемы и здоровье людей |
64 |
2.8. |
Системные преимущества железнодорожного транспорта |
68 |
2.8.1. |
Железные дороги и потребление энергоресурсов |
69 |
2.8.2. |
Влияние на окружающую среду |
70 |
2.8.3. |
Занятие земельных площадей |
75 |
2.8.4. |
Безопасность |
76 |
3. |
ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ |
77 |
3.1. |
Технологический проект, структура и обслуживание высокоскоростных поездов и путей |
79 |
3.2. |
Типы высокоскоростных поездов |
82 |
3.3. |
Государства с высокоскоростными железнодорожными магистралями |
84 |
3.3.1. |
Европейский союз |
84 |
3.3.2. |
Азия |
89 |
3.3.3. |
Северная Америка |
94 |
3.3.4. |
Россия |
98 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
101 |
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
103 |
1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
1.1. Экология, предмет и задачи
Введение. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Термин экология ввел немецкий биолог Эрнст Геккель (1866). Соответственно экология возникла как часть биологии. В настоящее время экология распалась на ряд научных дисциплин, кроме того, отмечается разнообразное содержание термина «экология», но в любом случае в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биологии. Предметом изучения общей экологии являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой.
Ретроспективная оценка становления экологии показывает, что уже при первых попытках обобщения опыта связей человека с природой многие исследователи с самых разных сторон обращали внимание на взаимоотношения организмов и влияние на них окружающей среды. Сам Э. Геккель, находясь под сильным влиянием эволюционных идей Ч.Дарвина, пытался разработать систему связи общей биологии с ее частными дисциплинами, основные положения которой он сформулировал в докладе «О теории развития Дарвина», прочитанном в 1863 г. Более детально эти представления Э. Геккель изложил в своём труде «Всеобщая морфология организмов», где рассматривал физиологию организмов, состоящую из «физиологии жизнедеятельности», в которую включил питание и размножение, и «физиологию взаимоотношений». В последней, отношение организма к внешнему миру им уже рассматривалась как «экология и география организма». Объективности ради следует признать, что значительно ранее Э. Геккеля необходимость изучения живых организмов в их соотношении с окружающей средой были отмечены русским натуралистом К.Ф.Рулье и его учеником Н.А.Северцевым. К сожалению, как это часто бывает в науке, их идеи, также как и В.В.Докучаева надолго опередили своё время и не были поняты современниками и только спустя много лет были оценены учёными-экологами. Выдающаяся роль в формировании отечественной экологии принадлежит Д.Н.Кошкарову, который в 1930-40-х годах развил и уточнил своё понимание экологии как науки, которую рассматривал как «…изучение взаимоотношений организма (вида) со средой его обитания, изучение приспособлений и противоречий между особенностями вида и элементами этой среды, именуемыми факторами, задачей экологического исследования является познание «условий существования» вида, т.е. тех факторов среды, которые являются необходимыми для существования вида». В эти годы занимаемая Д.Н.Кошкаровым позиция существенно отличалась от распространённого в это же время среди учёных течения, представители которого рассматривали экологию как науку о приспособлениях (адаптациях) животных и растений к условиям окружающей неорганической и органической среды и призвана заниматься изучением различных форм адаптации и их закономерностей.
Проблемы ухудшения состояния окружающей среды существовали еще в доиндустриальное и даже доисторическое время. В древности жители пещер подвергались воздействию дымовых газов, которые образовывались при работе их примитивных устройств для обогрева и приготовления пищи. В античные времена человек, мало задумываясь о последствиях, для удовлетворения своих нужд уничтожил на больших площадях лес, тем самым буквально «вырвал у себя почву из под ног», нарушив равновесие между почвой, лесом и водой, что привело к ухудшению плодороднонсти почв и их заболачиванию. Это явилось причиной того, как в полагают в настоящее время многие экологи, что многие античные города были покинуты своими жителями ещё в древности и люди, изгнанные со своей родины ухудшением окружающей среды, селились в других, более пригодных для жизни местах, которых в то время на земле было
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.