Анализ эволюции государственности нашего Отечества, страница 10

Умело сбитая волна народного гнева ельцинским режимом и быстрой перестановкой декораций загнали народную мысль в тупик – как дальше жить, на что надеяться, какое государство строить. Та народная активность, какой бы малой она не была, была охлаждена последними временами.

Лихорадочные попытки новой «демократической» (старой советской) власти взять ситуацию под контроль безуспешны. Новая власть пытается выдумать для себя и народа идеологию, принимая всю символику от Петра I до коммунистических времен. Направление усилий новой власти идет к режиму, который будет обеспечивать тотальный контроль над всем обществом.

Заключение

К середине XVI века на Руси окончательно сформировалась сословно-представительская монархия, предусматривающая участие сословных представителей в управлении страной.

Верховной властью в государстве обладает царь. Царь руководствуется в своей деятельности прежними государственными и церковными постановлениями, народными правовыми обычаями. Царская власть неограниченна, однако ее решения и законы не могут идти вопреки вере и обычаям. Это связано с тем, что сам царь и его правительство не оторваны от простого народа и руководствуются теми же принципами жизненного бытия.

Государственность Московского царства воплощала в себе учение Цицерона об идеальном государстве, своеобразном сочетании монархии (верховная власть – монарх), аристократии (административные посты – бояре и дворяне) и демократии (местное самоуправление – народ).

Русская государственность и русское право возникли в результате внутренних общественных процессов, протекавших в древние времена на Руси. Поэтому ни о каком привнесении государственности на Русь и природной подчиненности и рабстве русских не может быть и речи. Единственно законным царским родом является род Рюриковичей.

Церковь оказывает воздействие на деятельность государственных подразделений, в том числе и царя, задает и определяет социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, однако, в это же время, не является составной частью государственного механизма. На деле же это проявляется в следующем порядке: государственный орган принимает какое-то решение, однако претворение его в жизнь невозможно без церковного благословения. В данное время наблюдается симфония светской и церковной властей.

К принципам государственной политики царей-Рюриковичей можно отнести следующее: наличие автономных, нерегулируемых законодательством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни. Данные области регулировались нормами обычного права. Государство не вмешивалось в жизнь общества, однако не допускало политической оппозиции и конкуренции. Власть занималась, главным образом, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она могла влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы самоуправления.

Местное самоуправление обладает большими полномочиями в сфере административного управления и суда, занимается раскладкой, сбором и отправкой в столицу налоговых сумм. Вся законодательная база Московского государства тех времен регулировала только те стороны общественной жизни, которые каким-либо образом имели отношение к государству. Царь в государстве рассматривался как отец и хозяин, а народ – вверенные ему Богом дети.

Неполнота всех законодательных памятников древнего времени (до середины XVII века) ясно свидетельствует о том, что во многих случаях, неразрешенных законом, судебная власть должна была прибегать к помощи народных правовых обычаев. Поэтому русский народ традиционно большого значения писаным законам не придавал, так как они являлись лишь обобщением народных правовых обычаев. Малое количество писаных законов отнюдь не означает убогость и архаичность русского права. Это, напротив, говорит о высоком уровне сознательности общества, возникающем при наличии истинного единства народа в вопросах веры, государственности и прочих сторонах жизненного бытия, порядок которого, собственно, и основан на вере Христовой, святоотеческих преданиях и обычаев дедов.