Основные проблемы экономической организации производства. Основы анализа спроса и предложения. Теория потребительского поведения, страница 3

е) товары-заменители, или товары-субституты;

ж) предметы роскоши (в отличие от товаров первой необходимости).

2. Коэффициенты ценовой эластичности спроса на мороженое представлены в таблице 2.

Таблица 2

Коэффициенты ценовой эластичности спроса на мороженое

Цена за 1 порцию, долл.

Объем спроса, тыс. порций

Расходы (выручка), тыс. долл.

Коэффициенты ценовой эластичности*, доли ед.

2,1

10

21

-7,0

1,8

20

36

-3,0

1,5

30

45

-1,7

1,2

40

48

-1,0

0,9

50

45

-0,6

0,6

60

36

-0,3

0,3

70

21

*Примечания: 1) коэффициенты ценовой эластичности подсчитаны в направлении увеличения спроса, в точках, соответствующих строкам таблицы; 2) знак “-” означает обратную зависимость спроса от цены.


а). Кривая спроса представлена на рис. 8.

Рис.8. Кривая спроса на мороженое

б). Кривая расходов на мороженое представлена на рис. 9.


Рис.9. Кривая расходов покупателей на мороженое

в). Как видно из таблицы 2, выручка максимальна при цене 1,2 долл. за порцию, соответствующей единичной эластичности спроса. Спрос является эластичным при ценах, превышающих 1,2 долл. за порцию.

II. Тесты.

1.  в).

2.  в).

3.  в).

4.  в) (коэффициент эластичности на отрезке равен по модулю).

5.  б).

III. Да/Нет.

1.  Нет (потому что, во-первых, точка единичной эластичности в общем случае не является медианой кривой спроса, хотя и обычно находится где-то в середине кривой спроса, во-вторых, имеют место случаи, когда эластичность спроса всегда больше единицы, например, при  бесконечной эластичности спроса в условиях совершенной конкуренции, или случаи с абсолютно неэластичным спросом на товар, например, инсулин для диабетиков).

2.  Да.

3.  Да.

4.  Да.

5.  Да.

6.  Нет.

IV. Проблемы.

1.  Результаты расчетов представлены в таблице 3

Таблица 3

Показатели рынка учебников

Ценовая эластичность спроса*

Объем спроса, шт.

Цена за 1 учебник, долл.

Выручка, долл.

0

20

0

-9,00

10

18

180

-4,00

20

16

320

-2,33

30

14

420

-1,50

40

12

480

-1,00

50

10

500

-0,67

60

8

480

-0,43

70

6

420

-0,25

80

4

320

-0,11

90

2

180

100

0

0

*Примечания: 1) коэффициенты ценовой эластичности подсчитаны в направлении увеличения спроса, в точках, соответствующих строкам таблицы; 2) знак “-” означает обратную зависимость спроса от цены.

а).  При цене 10 долларов за учебник спрос характеризуется единичной эластичностью. При цене ниже 10 долларов за учебник спрос неэластичен, а при цене выше 10 долларов – эластичен.

б). Как видно из таблицы 3, при эластичном спросе увеличение цены вызывает уменьшение выручки, а уменьшение цены – рост выручки.

в). Выручка максимальна и равна 500 долларов при единичной эластичности спроса.

г). Кривая спроса на учебники представлена на рис. 10.


Рис.10. Кривая спроса на учебники

2.

Равновесная цена составляет 50 ед., равновесный объем производства велосипедов составляет 5000 шт.

4 ЗАНЯТИЕ

Тема: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

I. Вопросы и упражнения.

1.

а) кривая безразличия;

б) равновесие потребителя;

в) карта безразличия;

г) предельная полезность блага.

2. Бюджетная линия студента для рассматриваемых ситуаций представлена на рис. 11.


Рис. 11. Бюджетные линии студента

3.

а). Кривые безразличия представлены на рис. 12.