Основные проблемы экономической организации производства. Основы анализа спроса и предложения. Теория потребительского поведения, страница 2

Варианты

Тракторы

Минометы

Альтернативные издержки производства одного трактора, шт. минометов

A

7

0

10

B

6

10

9

C

5

19

8

D

4

27

7

E

3

34

6

F

2

40

5

G

1

45

4

H

0

49

а). Чтобы страна А находилась на линии производственных возможностей, необходимо и достаточно, чтобы все имеющиеся в стране экономические ресурсы использовались полностью (то есть страна А находилась в состоянии полной занятости ресурсов).

б). Как видно из таблицы 1, увеличение производства тракторов приводит к возрастанию альтернативных издержек, что согласуется с законом возрастающих вмененных издержек.

2 ЗАНЯТИЕ

Тема: ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Вопросы и упражнения.

1.

а) принцип (закон) убывающей предельной полезности;

б) рыночное ценообразование (установившееся при этом состояние называется рыночным равновесием, а процесс, который протекает при установлении рыночной цены, – взаимодействием спроса и предложения);

в) объем спроса;

г) дополняющие, или комплементарные, товары;

д) закон спроса;

е) товары-заменители, или товары-субституты;

ж) изменение величины спроса (сдвиг по неизменной кривой спроса).

2. Кривые спроса и предложения на майонез представлены на рис. 5. Хотя в экономической теории принята левосторонняя система координат, но по техническим причинам здесь используется правосторонняя система.


Рис. 5. Кривые спроса и предложения на майонез а). При цене майонеза 8 пенсов возникает дефицит (спрос превышает предложение). Объем дефицита равен 70-10=60 млн. банок в год.

При цене майонеза 32 пенса возникает излишек (предложение превышает спрос). Объем излишка 70-40=30 млн. банок в год.

б). Равновесная цена майонеза на рынке составляет 24 пенса.

в). Рост потребления майонеза эквивалентен сдвигу кривой спроса вправо на 15 млн. банок в год (штриховая линия на рис. 5). Новый равновесный объем производства составляет 65 млн. банок в год, новая равновесная цена – 30 пенсов.

II. Тесты.

1.  в).

2.  б).

3.  в).

4.  б).

5.  а).

6.  б).

7.  б).

8.  в).

9.  б).

10.  а).

III.Да/Нет.

1.  Да.

2.  Нет (увеличение спроса выражается в сдвиге кривой спроса вправо под влиянием неценовых факторов).

3.  Да.

4.  Нет.

5.  Нет (потому что неизменность цены в таком случае имеет место не всегда).

6.  Нет.

7.  Да (такие товары будут вытесняться из потребления при росте доходов).

8.  Да.

9.  Нет.

IV. Проблемы.

1. Кривые спроса потребителей X, Y, Z, а также рыночная кривая спроса представлены на рис. 6. Хотя в экономической теории принята левосторонняя система координат, но по техническим причинам здесь используется правосторонняя система.


Рис. 6. Кривые спроса потребителей X, Y, Z и рыночная кривая спроса

2. Кривые спроса и предложения на рынке электрокофеварок представлены на рис. 7. По техническим причинам здесь также использована правосторонняя система координат.

а). Равновесная цена – 50 долларов.

б). Равновесный объем – 16 тыс. шт.

в). Величина дефицита при цене 30 долларов равна 24-10=14 тыс. шт.

г). При цене 60 долларов величина избытка равна 19-12=7 тыс. шт.


Рис. 7. Кривые спроса и предложения на рынке электрокофеварок

3 ЗАНЯТИЕ

Тема: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Вопросы и упражнения.

1.

а) эластичный по цене спрос (иногда говорят “относительно эластичный”);

б) дополняющие товары, или товары-комплементы;

в) частный дифференциал функции спроса по цене (если оценивается, на сколько процентов изменится спрос при однопроцентном изменении цены, то – коэффициент ценовой эластичности спроса);

г) абсолютно неэластичный по цене спрос;

д) частный дифференциал функции спроса по цене другого товара (если оценивается, на сколько процентов изменится спрос при однопроцентном изменении цены другого товара, то – коэффициент перекрестной эластичности спроса от цен);