МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА
Методические рекомендации по
курсовому проектированию
(для студентов заочной формы обучения)
Москва – 2005 г.
В настоящих методических рекомендациях излагаются основные принципы организации курсового проектирования, раскрываются требования, предъявляемые к курсовой работе, освещаются вопросы подготовки к этому виду учебной деятельности.
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в подходе к выбору темы исследования, в подборе и изучении рекомендованных источников, в оформлении и защите основных положений проведенного исследования. Рекомендованные формы документации по курсовому проектрованию приведены в тексте методического пособия.
Отдел регионального образования
Московского института права
1. Цели и задачи курсового проектирования
Цели курсового проектирования: систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний у студентов в исследуемой области; развитие у обучающихся навыков организации самостоятельной работы , применения методик исследования и решения поставленных в работе проблем.
Задачи курсового проектирования:
- углубление знаний у студентов по отдельным проблемам соответствющей специальности;
-выработка у обучающихся умения логического анализа монографий, нормативных материалов и учебной литературы по исследуемой теме;
-развитие у студентов навыков выполнения научно-исследовательских работ и самостоятельного решения профессинальных задач;
-формирование у обучающихся умения раскрывать содержание теоретических полжений, делать обощения и самостоятельные выводы.
2.Основные требования, предъявляемые к курсовой работе
При выполнении курсового проектирования необходимо соблюдать следуюшие основные требования:
- обоснование актуальности, определение предмета и задач исследования;
- .критический обзор источников по теме исследования;
- самостоятельный анализ поставленных в курсовой работе проблем;
- исследование закономерностей и особенностей развития явлений и процессов в реальнй действительности;
- применение в исследовании современных методов и информационных технологий в решении управленческих, экономических, правовых и психологических проблем;
- анализ отечественного и зарубежного опыта в исследуемой области;
- решение типовых задач и нестандартных ситуаций;
- .использование в исследовании схем, таблиц, диаграмм, графиков и другого иллюстрационного материала;
- аргументированность выводов по главам ( вопросам ), в заключении работы, а также обоснование предложений по использоваю результатов исследования на практике;
- соответствие содержания работы целям и задачам исследования;
-правильное оформление списка использованной литературы с обязательным включением в него современных источников;
- соблюдение требований к оформлению результатов исследования.
Курсовое проектирование в целом предполагает инициативу и творческий подход при исследовании выбраннной темы
3. Алгоритм выполнения курсовой работы
Курсовое проектирование представляет собой трудовой процесс, состоящий из слудующих этапов: выбор темы курсового проектирования;
сбор научной информации, относящейся к теме исследования и изучение литературы; составление плана курсовой работы; раскрытие содержания проблемы; оформление результатов исследования. Основное содержание этапов состоит в следующем.
3.1.Выбор темы курсового проектирования
В соответствии с учебными планами кафедры института разрабатывают примерный перечень тем курсовых работ по соответствующим учебным дисциплинам . Этот перечень приведён в рабочих учебных программах. Темы курсовой работы студент выбирает самостоятельно.
Следует иметь в виду, что по согласлванию с отделом регионального образования студент в определенных случаях ( профиль предыдущего образования, направление трудовой деятельности, наличие оригинальных источников информации и др.) может выбрать тему курсовой работы, не включенную в примерный перечень тематики курсовых работ. Студентам также предоставлено право, по согласованию с отделом регионального образования, изменять название темы из предложенного перечня примени-тельно к своим научным интересам и личным склонностям.
3 .2. Сбор информации ,относящейся к теме
исследования и изучение литературы
Подбор литературы по теме исследования можно осуществлять с помощью различных источников. В пратике, как правило, широко используются предметные и алфавитные каталоги.
Изучение литературных источников целесообразно начинать с анализа материала изложенного в учебниках, учебных пособиях, монографиях, журнальных статьях, сборниках научных трудов. Целесообразно при проработке источников делать выписки, конспектировать наиболее важные положения, подбирать статистичесие данные подтверждающие сущность анализируемых процессов и динамику их развития. При этом желательно делать соответствующие ссылки на автора и источник. Возможные варианты описания источников представлены следующей классификацией.
Книги одного и более авторов: Тихомиров Ю.А.Административное право и процесс.-М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005-С. 25-26; Статистика / Под ред. И.И.Елисеевой.- М.: Проспект, 2005- С. 65-66.
Сборник с коллективом авторов: Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч.тр. /Отв. ред. Н.Н.Нечаев.-М.: МИСИ, 2004 - С. 32-37.
Статья из газеты и журнала: Сафронов И.М. Рыночная экономика и тендеции ее развития // Экономика.-2005. -№4. -С.15-20.
Статья из энциклопедии и словаря: Аллегория // Российский гуманитарный энциклопедический словарь .-М.: ВЛАДОС, 2004 – С. 60.
Материалы конференций: Дистанционные образовательные технологии: Тез. докл.науч.конф .-М.: МГУ, 2005.-С.85.
3.3. Составление плана курсовой работы
Наличие плана работы позволяет уйти от освещения в ней воросов , не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, более эффективно использовать время
Для составления плана курсовой работы необходимо:
во-перых, уяснить тему исследования. Реализация данного положения предполагает определение актуальности ( важности ) темы, объекта анализа (процесс, явление и т.д.), предмета исследования ( совокупность факторов, находящихся в границах объекта изучения ), цели работы ( характеристика в общем виде предполагаемого результата исследования ), задач исследования ( основные направления решения проблемы поставленной в работе );
во-вторых, ознакомиться с литературой по теме курсовой работы. Подбор литературы желательно начинать с анализа рекомендованных учебников, а также другой литературы, которая может послужить основой для написания курсовой работы;
в-третьих, изучить источники. Решение этой проблемы можно осуществлять в следующей последовательности: знакомство с содержанием оглавления; анализ введения и заключения; выборочное рассмотрение вопросов, относящихся к теме исследования; внимательное изучение и выписывание фрагментов по теме курсовой работы. При анализе материала важно сразу опреледить свою позицию по существу вопроса. В этом случае курсовая работа будет носить исследовательский характер. Работа с основными фрагментами в отдельности, но с увязкой их по каждому конкретному вопросу, даст возможность определить общую структуру курсового проекта.
Завершив эту подготовительную работу целесообразно перейти к составлению плана работы.Важно иметь в виду, что первоначальный план исследования в ходе творческой работы меняется, однако новые вопросы не должны выходить за границы целей и задач исследования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.