Методы научного познания.
План.
1. Общелогические методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
2. Научные методы познания:
а) эмпирические(наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, описание);
б)теоретический метод, гипотетико-дедуктивный метод, идеализация и формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический).
1. Общелогические методы научного познания.
В современную эпоху ведущее место в познании окружающей действительности принадлежит научному исследованию. Научное познание представляет собой процесс достижения человеком достоверных знаний о мире, истинность которых проверяется и доказывается человеческой практикой.
Чтобы добыть какие-то знания об окружающем нас мире, человек должен пользоваться определенными приемами, с помощью которых он и получает определенные сведения о мире.
Система таких приемов и образует метод деятельности. Какую бы сферу человеческой деятельности мы не взяли, везде имеются свои методы. Например, методы обработки металлов, окраски тканей, а также другие. Имеются свои методы и в научном познании. Научный метод - это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Успех научного исследования во многом зависит от выбора правильных методов исследования того или иного явления. Известный русский физиолог И. П. Павлов отмечал, что" метод держит в руках судьбу исследования". "От метода ,от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много, а при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных ."
Все методы научного познания можно разделить на две группы:
1) Методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание. Их называют общелогическими методами. Это: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия и моделирование.
2) Вторая группа - методы характерные только для научного познания. Они подразделяются на методы построения эмпирического знания: наблюдение, описание, эксперимент, измерение и сравнение, и методы построения теоретического знания (идеализация и формализация, аксиоматический метод, гипотетико- дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования.
Рассмотрим общелогические методы исследования действительности.
Анализ и синтез.
Предметы окружающей человека среды представляют собой системы со множеством элементов, их свойств, связей. Первоначально у человека складывается общая картина изучаемого предмета. О его внутреннем строении, свойствах, мы пока знаем мало, постепенно человек изучает внутреннее устройство предмета, его составные части, их свойства, взаимодействие. Для этого человек расчленяет предмет (мысленно или практически) на составляющие части, изучает их, выделяет свойства, выясняет их роль в целом в предмете.
После того, как эта познавательная задача решена, части предмета можно соединить вновь в единый предмет и составить себе конкретно - общее представление, т. е. Такое представление о предмете, когда мы опираемся на глубокое знание внутренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез.
Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
Синтез - это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
Анализ и синтез являются наиболее простыми и универсальными
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.