Начала программирования на языке Си, страница 5

4.2. Переменные и именованные константы

4.2.1. Переменные языка Си. Численные переменные

Переменная – это величина, обращение к которой в программе производится по имени, и значение которой может измениться в ходе выполнения программы.

Определенные в языке Си типы переменных приведены в начале этой главы. Подробно рассмотрим численные переменные, к ним относятся:

Целочисленные типы:

char – целый, длиной не менее 8 бит;

short int или short – короткий целый;

int – целый;

long – длинный целый.

Вещественные типы переменных

В языке Си определены три типа  действительных переменных:

float – вещественный одинарной точности;

double – вещественный удвоенной точности;

long double – вещественный максимальной точности.

Значения всех типов вещественных переменных в ЭВМ представляются с “плавающей точкой”, т.е. с мантиссой и порядком.

Предельные значения констант и переменных для большинства компиляторов, реализованных на IBM PC следующие (предельные значения целочисленных переменных совпадают с предельными значениями соответствующих констант) и представлены в таблице  4.1.

Таблица 4.1

Тип данных

Размер, бит

Диапазон значений

unsigned char

8

0 … 255

char

8

-128…127

enum

16

-32768…32767

unsigned int

16

0…65635

short int (short)

16

-32768…32767

unsigned short

16

0…65535

int

16

-32768…32767

unsigne long

32

0…4294967295

long

32

-2147483648…2147483647

float

32

3.4TE-38…3.4E+38

double

64

1.7E-308…1.7E+308

long double

80

3.4E-4932…1.1E+4932

4.2.2. Описание констант. Именованные константы

Для того чтобы машина знала с каким данным она имеет дело, все данные до того как они впервые будут использованы в программе должны быть ей представлены или описаны. В понятие описания данных обязательно входит указание типа данного и его имени или идентификатора.

Для описания констант предусмотрено два способа.

Первый способ состоит в следующем.  В теле главной функции, но до первого обращения к константе мы пишем следующее:

const  тип константы  имя_константы=значение_константы;

Например константу можно описать в программе следующим образом:

/* Это первый пример описания констант*/

#include <stdio.h>

void  main()

{ const  float  Pi=3.145149265358;

printf(“Здравствуй»);

}

Здесь слово const  указывает, что данное, которое описывается это константа тип константы  здесьfloatто есть константа действительного типа, имя константы Pi, значение, которое ей присвоено равно 3.145149265358.

Обратите внимание, что конец каждого действия и конец строки программы отмечается знаком ";". Этот знак  согласно синтаксису языка Си означает тоже, что точка в конце предложения обычного языка.

Другие примеры описания констант с помощью служебного слова const.:

const  int iMIN=1, k=1234, jCOLOMN=7;

const  double Ro=1.89, float g=9.81,  int K=7659;

const char  simbol1=’A’, simbol2=’$’;

Второй способ описания констант основан на использовании директивы #define. Как помним, директивы препроцессора располагаются в первой части программы.

Этот способ  описания констант имеет вид:

#define  имя _константы  значение константы. Пример второго способа описания констант::

/* Это второй пример описания констант*/

#include <stdio.h>

#define   Pi  3.145149265358

#define   Ro=1.89

#define  jCOLOMN=7

#define  simbol1=’A’

void  main()

{

printf(“Зравствуй»);

}

Обратите внимание, что в разделе директив не используются точки с запятой в конце строк.

4.2.3. Описание переменных