Начала программирования на языке Си, страница 2

Наша программа могла бы выглядеть и таким образом:

/* Это первая программа на языке Си*/

#include <stdio.h>

int  main()

{

printf(“Здравствуй");

return(0);

}

Здесь главная функция main описана как функция возвращающая целочисленное значение, на что указывает идентификатор типа int.  Значение 0 в инструкции return  будет воспринято как успешное завершение программы.

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите примеры функций из раздела библиотеки math.h.

2. Приведите примеры функций из других разделов библиотеки.

3. Рассмотрите структуру программы следующего примера и укажите в ней разделы программы:

/* Эта программа будет использовать функции работы с терминалом и математические функции*/

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <math.h>

void  main()

{

printf(“Математические функции хранятся в разделе math.h ");

}


3. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

В ходе изучения любого языка программирования, необходимо выяснить для себя следующие вопросы:

1.  Каков алфавит языка и как правильно записываются его лексемы? (Лексема – единица текста программы, которая при компиляции воспринимается как единое целое).

2.  Какие типы данных приняты в языке и как они определяются (описываются)?

3.  Какие операции над данными допустимы в языке, как строятся с их помощью выражения и как они выполняются?

4.  Какова структура программы, в какой последовательности размещаются операторы, описания и определения?

5.  Как выводить (представлять пользователю) результаты работы программы?

6.  Как реализовать оператор присваивания, условные операторы и операторы перехода?

7.  Как вводить исходные данные для программы?

8.  Какие специальные конструкции для организации циклов есть в языке?

9.  Каков аппарат подпрограмм процедур и (или) подпрограмм функций?

3.1. Алфавит, идентификаторы, служебные слова

3.1.1. Алфавит

Как и обычный человеческий язык, язык программирования высокого уровня Cи имеет свой алфавит, который позволяет строить допустимые конструкции, т.е. составлять “слова” и ”предложения”.

В алфавит Cи входят:

·  прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, …, Z, a, b, …, z;

·  цифры: 0, …, 9;

·  специальные знаки: «» , { } | [ ] ( ) + - / % \ ; ‘ . : ? < = > _ ! & * # ~ ^;

·  неизображаемые символы: пробелы, переход на другую строку, табуляция.

В комментариях, строках и символьных константах могут использоваться и буквы русского алфавита.

Комментарии это последовательность символов ограниченная знаками /* слева и */ справа. Например:

/* Это комментарий */

3.1.2. Лексемы языка Cи

В языке Cи шесть классов или видов лексем: служебные (ключевые) слова, константы, строки (строковые константы), операции (знаки операций), разделители (знаки пунктуации), свободно выбираемые и используемые идентификаторы.

3.1.3. Идентификаторы

Все переменные и константы, используемые программистом в программе  должны иметь собственное имя – идентификатор, которое присваивает им программист, то есть они должны быть идентифицированы.

Идентификаторами называются имена, присваиваемые переменным, констатнам, типам данных и функциям, используемым в программе.

Идентификаторами являются последовательности символов, которые могут содержать буквы, цифры, символы подчеркивания “_”, и начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Идентификаторами не могут быть служебные слова, слова содержащие пробелы, знаки арифметических операций, запятые, :, ; # , @,&.

Пример:

Идентификаторами языка Си могут быть: _16SEPT2001, size82, Æcolor, min, MIN (так как прописные и строчные буквы различаются, то min и MIN различные идентификаторы).

Пример:

Идентификаторами языка Си не могут быть: &Vector, IVAN+MARY, TRI>DVUH, #YOU#.

Длина идентификатора может быть любой, но компиляторы различают только от 8 до 31 символов.

3.1.4. Служебные (ключевые) слова