Методические указания к практическим занятиям по теме: «Чума. Туляремия», страница 2

Е. Дифференциально-диагностические критерии чумы и туляремии.

Ж. Проба с тулярином.

Структура занятия:

  1. Тестовый контроль исходных знаний.
  2. Устный опрос студентов по теме.
  3. Курация больных в отделении.
  4. Решение ситуационных задач.
  5. Проведение итогов занятия.

Практическая работа.

  1. Курация тематических больных в отделении. При отсутствии больных –

А. Разбор архивных историй болезни

В. Курация больных с заболеваниями, имеющими сходные клинические симптомы.

Методические указания.

Первые 10 минут занятия проводится тестовый контроль исходных знаний у студентов. В течение следующих 35 минут обсуждается актуальность проблемы, этиология, эпидемиология заболевания, патогенез.

После 10 – минутного перерыва продолжается опрос студентов по клинике различных форм инфекции, осложнениям, дифференциальной диагностике, лабораторной диагностике, принципам лечения (в течение 40 минут). При устном опросе определяется уровень подготовки студентов всей группы. Затем делается 15-минутный перерыв. Следующие 40 минут проводится работа в отделении. Студенты курируют тематических больных или больных со сходными клиническими симптомами (собирают анамнез заболевания, жизни, проводят объективный осмотр пациента, оценивают объективный статус). Затем все студенты обосновывают диагноз письменно составляют план обследования, лечения по своему больному (в течение 15 минут). При отсутствии больных данный вид работы может быть заменен разбором архивных историй болезни.  После 5-минутного перерыва – решение ситуационных задач в течение 10 минут. В течение последних 10 минут подводятся итоги занятия.

ФАЗЫ ПАТОГЕНЕЗА ТУЛЯРЕМИИ

I.  Внедрение возбудителя в организм

II. Фаза лимфогенного заноса

III. Бактериемия

IV. Генерализация процесса

V. Аллергические реакции и формирование иммунитета.

Проба с тулярином

Тулярин представляет собой взвесь убитых туляремийных микробов вакцинного штамма Francisella tularensis в изотоническом растворе хлорида натрия. В 1 мл препарата 1млрд микробных клеток, 20 кожных проб.

Методика проведения пробы

Ампулу с препаратом встряхивают, пока содержащаяся в ней жидкость не станет равномерно мутной. Одну каплю препарата наносят на тщательно протертую спиртом кожу средней трети наружной поверхности левого плеча и оспопрививательным пером через нанесенную каплю делают на коже две параллельные насечки длиной 8-10 мм, соблюдая между насечками расстояние в 2-3 см. Затем каплю препарата непродолжительное время втирают в насечки плоской стороной оспопрививательно пера. Насечки не должны быть чрезмерно глубокими или, наоборот, очень поверхностными. После их нанесения должна выступить кровь в виде росинок. Накожная проба выполняется врачами или средними медицинскими работниками, освоившие технику пробы, под руководством врачей.

Противопоказаниями к проведению пробы являются распространенные кожные и аллергические заболевания (бронхиальная астма и др.)

Оценка результата пробы

Учет результата проводится врачом.

Через 24 ч появляется гиперемия и отечность вокруг насечек, достигая максимума через 48-72 ч. После этого она постепенно угасает, исчезая полностью к 7-10-12 дню. В редких случаях на линии насечек появляются везикулы, исчезающие через 2-3 дня.

Реакцию учитывают через 48 часов. Для оценки ее интенсивности реагирующий участок кожи, определяемый по границе гиперемии, измеряют в см поперек сделанных насечек. Реакцию считают положительной при величине реагирующего участка в 0,5 см и более или наличия вдоль насечек ясного покраснения и отечности (валика).

Контрольные вопросы к занятию по теме «Чума. Туляремия».

1.Краткая характеристика возбудителя чумы. Источник инфекции, пути передачи.

2.Периоды в развитии эпидемии чумы, причины ее быстрого распространения.

3. Фазы патогенеза при чуме.

4. Классификация клинических форм чумы, их характеристика.

5.Заболевания, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику легочной формы чумы.

6. Краткая характеристика возбудителя туляремии.

7. Понятие о природной очаговости болезни, источники и пути передачи инфекции.

8.  Фазы патогенеза при туляремии.

9. Классификация клинических форм туляремии, их характеристика.

10. Характерные признаки туляремийного бубона, динамика его развития.

11. Отличительные признаки чумного и туляремийного бубонов.

12. Вспомогательные методы диагностики чумы и туляремии.

13. Общепринятые меры терапевтической тактики.

Контрольные вопросы к занятию по теме «Чума. Туляремия».

1. Краткая характеристика возбудителя туляремии.

2. Понятие о природной очаговости болезни,  источники и пути передачи инфекции.

3. Основные пути передачи при туляремии.

4. Фазы патогенеза при туляремии.

5. Классификация клинических форм туляремии, их характеристика.

6.Характерные признаки туляремийного бубона, динамика его развития.

7.Краткая характеристика возбудителя чумы. Источник инфекции, пути передачи.

8.Периоды в развитии эпидемии чумы, причины ее быстрого распространения.

9.    Фазы патогенеза при чуме.

10.    Классификация клинических форм чумы, их характеристика.

11. Отличительные особенности чумного бубона в сравнении с туляремией.

12. Заболевания, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику легочной формы чумы.

13. Вспомогательные методы диагностики чумы и туляремии.

14.  Общепринятые схемы терапевтической тактики.