четыре: употребляют ли члены семьи респондента жевательную резинку вообще, кто именно из них, какой фирмы, марки эта резинка, насколько часто это происходит.
4. Надо избегать «подталкивающих» вопросов, неявно указывающих респонденту на то, какой именно ответ от него ожидается.
Пример 1. Примете ли вы участие в выборах, если отказ людей участвовать в голосовании приведет к восстановлению советской власти?
Пример 2. Поддержите ли вы движение «зеленых» даже в том случае, если выполнение их требований приведет к остановке работы многих промышленных предприятий?
Схожим приемом пользуются иногда исследователи, задавая вопрос со ссылкой на мнение известного, уважаемого человека. Например, если начать вопрос со слов «Согласны ли вы с мнением А.Г.Лукашенко в том, что...», то, учитывая высокий рейтинг президента, ответят на вопрос положительно явно большее число людей по сравнению с тем, если бы вопрос носил нейтральную формулировку.
5. Лучше не использовать формулировки, которые содержат в себе отрицание.
Пример. Нельзя вводить новую систему приема в вуз на основании единого стандарта без выяснения общественного мнения.
Вопрос предполагает утвердительный и отрицательный ответы. Однако при такой формулировке вопроса остается неясным то, что имеет в виду респондент, отвечая «да». Точно так же непонятен и выбор ответа «нет». То ли респондент не согласен с этой системой, то ли с принципами ее реализации.
6. Вопросы, требующие особой компетентности респондента, следует задавать только тем людям, кто способен на них ответить.
Если есть основание предполагать, что это не так, вопрос такого рода должен предваряться «фильтром», позволяющим обнаружить информированного респондента. Предположим, что социологов интересует, постятся ли участники опроса или нет. Однако задать этот вопрос без предварительного «фильтра» было бы неверно. Сначала надо узнать, является ли человек верующим, к какой церкви он себя относит, и лишь затем обратить интересующий нас вопрос к верующим православным людям.
7. Надо избегать слов или выражений, которые могут по-разному восприниматься представителями отдельных субкультурных групп.
Это требование предполагает поиск наиболее нейтральной формулировки, которая вызывает одинаковую реакцию у любого участника опроса.
Пример. Как вы считаете, в нашем городе в последние годы появилось больше лиц кавказской национальности, меньше или их число в целом не изменилось?
Если среди респондентов окажется представитель какого-либо из народов Кавказа, такое выражение может показаться ему неточным или даже обидным. Поэтому, если в задачи исследования не входит детализация проблемы в отношении различных народов этого региона, следует использовать более нейтральную и научную формулировку «представители народов Кавказа».
8. Следует конкретно определять пространственные и временные координаты.
Имеется в виду довольно распространенное использование наречий типа «часто», «редко», «далеко», «близко» и т. п.
Пример. Часто ли вы читаете детективы?
Варианты: Часто. Редко. Никогда.
При такой формулировке вопроса невозможно получить точный ответ. Для одного человека «часто» читать детективы означает еженедельное обращение к этому жанру, для другого — несколько книжек в год. Поэтому следует прибегнуть к совершенно иным формулировкам, как вопросов, так и ответов.
Пример. Читаете ли вы детективы?
1. Да. 2. Нет.
Если да, то насколько регулярно?
1. В среднем по одной книге в неделю или чаше.
2. В среднем по одной-две книги в месяи.
3. В среднем по одной-две книги за полугодие.
4. В среднем по одной-две книги в год.
5. Реже чем один раз в год.
Можно также оставить вопрос о регулярности чтения детективов открытым
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.