Основы качественного анализа. S-элементы и их соединения: Методическая разработка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра общей и биоорганической химии

Обсуждено на заседании кафедры ___________________

Протокол №_____________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами I курса

лечебного факультета по общей химии

Тема № 12: Основы качественного анализа.

s-элементы и их соединения

Время: 3 часа

1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Сформировать системные знания об особенностях строения атомов s-элементов во взаимосвязи с их свойствами, ознакомить с биогенной ролью s-элементов и применением в медицине лекарственных препаратов на основе их соединений, научить выполнять качественные реакции на катионы s-элементов в растворе.

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

Изучение темы "s-элементы и их соединения" имеет для студентов-медиков большое теоретическое и практическое значение. Такие s-элементы, как водород, калий, натрий, магний, кальций являются важнейшими биогенными макроэлементами. Недостаток или избыток в организме ионов натрия, кальция, магния вызывает нарушение протекания различных физиологических процессов и приводит к патологическим состояниям. Поэтому для студента-медика представляет существенный интерес специфическая биологическая роль каждого s-элемента в организме человека.

В медицине широко применяется ряд лекарственных средств, в состав которых входят s-элементы. Приобретенные знания о биологической роли s-элементов и их соединений, о применении лекарственных препаратов на основе s-элементов в медицинской практике необходимы будут студентам при изучении курсов биологической химии, фармакологии, нормальной и патологической физиологии и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ: а) понятие об s-элементах, их электронные формулы;

б) описание элемента, исходя из его положения в ПС;

в) важнейшие соединения s-элементов (оксиды, гидроксиды, соли);

г) химические свойства s-элементов и их соединений.

В результате проведения занятия студент должен:

1) знать:

·  строение атомов и ионов s-элементов, их физико-химические характеристики (изменение атомных радиусов в подгруппах, изменение энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности);

·  положение s-элементов в ПС, закономерности изменения их свойств в группах и периодах;

·  строение и свойства важнейших соединений s-элементов: гидридов, оксидов, гидроксидов, солей;

·  химические свойства s-элементов и их важнейших соединений: окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования, реакции гидролиза солей; химико-аналитические реакции на катионы Na, K, Ca, Mg, Sr, Ba;

·  топографию биогенных макроэлементов Na, K, Mg, и Са в организме и их биогенные функции;

·  некоторые лекарственные препараты, содержащие s-элементы.

2) уметь:

·  составлять электронные формулы s-элементов и их катионов;

·  находить в справочнике физико-химические характеристики атомов s-элементов и с их помощью проводить сравнение свойств;

·  составлять уравнения ОВР с участием s-элементов методом полуреакций и определять их направление, пользуясь таблицей стандартных ОВ потенциалов;

·  составлять уравнения гидролиза солей s-элементов и, пользуясь справочными данными, рассчитывать константы гидролиза;

·  составлять уравнения реакций комплексообразования с участием катионов s2-элементов, а также уметь дать оценку их термодинамической устойчивости с помощью констант нестойкости;

·  писать уравнения химико-аналитических реакций катионов Na+, K+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Mg2+ и описывать их аналитические эффекты;

·  составлять описание биогенных элементов по таблице 4.

·  выполнять качественные (аналитические) реакции на катионы s-элементов:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Общая химия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
87 Kb
Скачали:
0