Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей и биоорганической химии
Обсуждено на заседании кафедры ___________________
Протокол №_____________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами I курса
лечебного факультета по общей химии
Тема № 12: Основы качественного анализа.
Время: 3 часа
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Сформировать системные знания об особенностях строения атомов s-элементов во взаимосвязи с их свойствами, ознакомить с биогенной ролью s-элементов и применением в медицине лекарственных препаратов на основе их соединений, научить выполнять качественные реакции на катионы s-элементов в растворе.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
Изучение темы "s-элементы и их соединения" имеет для студентов-медиков большое теоретическое и практическое значение. Такие s-элементы, как водород, калий, натрий, магний, кальций являются важнейшими биогенными макроэлементами. Недостаток или избыток в организме ионов натрия, кальция, магния вызывает нарушение протекания различных физиологических процессов и приводит к патологическим состояниям. Поэтому для студента-медика представляет существенный интерес специфическая биологическая роль каждого s-элемента в организме человека.
В медицине широко применяется ряд лекарственных средств, в состав которых входят s-элементы. Приобретенные знания о биологической роли s-элементов и их соединений, о применении лекарственных препаратов на основе s-элементов в медицинской практике необходимы будут студентам при изучении курсов биологической химии, фармакологии, нормальной и патологической физиологии и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ: а) понятие об s-элементах, их электронные формулы;
б) описание элемента, исходя из его положения в ПС;
в) важнейшие соединения s-элементов (оксиды, гидроксиды, соли);
г) химические свойства s-элементов и их соединений.
В результате проведения занятия студент должен:
1) знать:
· строение атомов и ионов s-элементов, их физико-химические характеристики (изменение атомных радиусов в подгруппах, изменение энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности);
· положение s-элементов в ПС, закономерности изменения их свойств в группах и периодах;
· строение и свойства важнейших соединений s-элементов: гидридов, оксидов, гидроксидов, солей;
· химические свойства s-элементов и их важнейших соединений: окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования, реакции гидролиза солей; химико-аналитические реакции на катионы Na, K, Ca, Mg, Sr, Ba;
· топографию биогенных макроэлементов Na, K, Mg, и Са в организме и их биогенные функции;
· некоторые лекарственные препараты, содержащие s-элементы.
2) уметь:
· составлять электронные формулы s-элементов и их катионов;
· находить в справочнике физико-химические характеристики атомов s-элементов и с их помощью проводить сравнение свойств;
· составлять уравнения ОВР с участием s-элементов методом полуреакций и определять их направление, пользуясь таблицей стандартных ОВ потенциалов;
· составлять уравнения гидролиза солей s-элементов и, пользуясь справочными данными, рассчитывать константы гидролиза;
· составлять уравнения реакций комплексообразования с участием катионов s2-элементов, а также уметь дать оценку их термодинамической устойчивости с помощью констант нестойкости;
· писать уравнения химико-аналитических реакций катионов Na+, K+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Mg2+ и описывать их аналитические эффекты;
· составлять описание биогенных элементов по таблице 4.
· выполнять качественные (аналитические) реакции на катионы s-элементов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.