Генный контроль постэмбрионального развития. Старение и смерть организма

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ЗАНЯТИЕ N 18

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. СТАРЕНИЕ И СМЕРТЬ.

 ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать характеристику постнатального онтогенеза человека, механизмы гомеостаза, старения; биологические аспекты регенерации и трансплантации.

2. Уметь решать ситуационные задачи по пересадке органов и тканей (на примере переливания крови).

3. Ознакомиться со значением конституции для пони мания предрасположенности человека к заболеваниям.

 ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Постнатальный онтогенез, его периоды и характеристика. Целостность онтогенеза. Корреляции в онтогенезе.

2. Генный контроль постэмбрионального развития.

3. Роль эндокринных желез в постнатальном развитии человека.

4. Гомеостаз. Генетические, клеточные и системные механизмы гомеостаза. Нейро-эндокринная регуляция гомеостаза.

5. Биологические ритмы и их роль в постнатальном онтогенезе.

6. Рост и конституция человека. Взаимодействие социального и биологического в дорепродуктивном, репродуктивном и пострепродуктивном периоде.

7. Регенерация (физиологическая, репаративная), ее биологическая роль и медицинское значение.

8. Трансплантация органов и тканей. Генетика тканевой совместимости и пути ее преодоления.

9. Старение организма. Генетические и системные механизмы старения

10. Смерть организма. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация и ее использование в медицине.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

I. Составить таблицу 18.

Таблица 18

ГЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

┌─────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐

│Этапы постна-│Характер изменений нас- │Причины и механизмы из- │

│тального он- │ледственного материала  │менений наследственного │

│тогенеза     │в ядре и цитоплазме     │аппарата                │

├─────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Дорепродуктив│1-                      │                        │

│ный          │2-                      │                        │

│             │3-                      │                        │

│             │4-                      │                        │

├─────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Репродуктив- │1-                      │                        │

│ный          │2-                      │                        │

│             │3-                      │                        │

│             │4-                      │                        │

├─────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Пострепродук-│1-                      │                        │

│тивный       │2-                      │                        │

│             │3-                      │                        │

│             │4-                      │                        │

└─────────────┴────────────────────────┴────────────────────────┘

 II. Составить таблицу 19.

                                                       Таблица 19

    ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГЕНЕРАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ

┌───────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐

│                   │Вид регенерации:внут-│Пролиферативная актив│

│ Ткани и органы    │риклеточная, клеточ- │ность ткани:лабильные│

│                   │ная и внутриклеточная│стабильные, статичес-│

│                   │клеточная            │кие                  │

├───────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤

│Нервная ткань      │                     │                     │

│Сердечная мышца    │                     │                     │

│Печень             │                     │                     │

│Поджелудочная желе-│                     │                     │

│за                 │                     │                     │

│Эндокринные железы │                     │                     │

│Почки              │                     │                     │

│Легкие             │                     │                     │

│Скелетные мышцы    │                     │                     │

│Гладкие мышцы      │                     │                     │

│Костная ткань      │                     │                     │

│Эпителий кожи      │                     │                     │

│Эпителий ЖКТ       │                     │                     │

│Эпителий дыхатель- │                     │                     │

│ных путей          │                     │                     │

│Эпителий мочеполо- │                     │                     │

│вой системы        │                     │                     │

│Эндотелий сосудов  │                     │                     │

│Кроветворная систе-│                     │                     │

│ма                 │                     │                     │

│Эпителий брюшины   │                     │                     │

│Рыхлая соединитель-│                     │                     │

│ная ткань          │                     │                     │

└───────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘

 III. Решение ситуационных задач:

3.1. Известно, что кровь I группы крови можно переливать всем людям, кровь II группы - только лицам II группы или IY, кровь III группы - только лицам III или IY группы, а кровь IY группы только лицам IY группы.

а) Всегда ли возможно переливание крови матери ее детям?

б) При каких генотипах родителей можно переливать кровь сестры ее родному брату?

3.2. У матери II группа крови, у ребенка - III. Группа крови отца неизвестна.

а) Чью кровь (отца или матери) можно переливать ребенку?

б) Можно ли переливать кровь отца, не определяя ее группу?

3.3. При каких генотипах родителей модно переливать кровь от сестры к брату?

3.4. У человека наличие в эритроцитах антигена резус-фактора (генотип Rh+) обусловлено доминантным геном -D. Его аллель -d обусловливает отсутствие этого антигена (фенотип Rh-) Ген I группы крови (I 5o 0) рецессивен в отношении генов II (I 5A 0) и III (I 5B 0) групп. Два последние аллеля кодоминантны и их сочетание обусловливает IY (I 5AB 0) группу крови.

а) Генотип мужа I 5A 0I 5B 0Dd, жены I 5A 0I 5B 0dd    Установить возможные генотипы их детей и определить, кому из детей можно перелить кровь матери и кровь отца.

б) Резус положительная женщина II группы крови, отец которой имел резус-отрицательную кровь I группы, вышла замуж за мужчину ре зус-отрицательного I группы.          Установить возможные генотипы их детей и кому из них можно перелить кровь матери.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Задания на лабораторные работы
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0