Методические рекомендации по организации и проведению семинарских занятий по дисциплине "Экономическая теория", страница 3

Формирование представления о рыночной экономики, как исторически прогрессивным способе ведения хозяйственной деятельности, структуре и функциях рынка, достоинствах и недостатках рыночной экономики, роль государства в рыночной экономики.

Основные понятия:

Рынок, функции рынка, классификации рынков, субъекты и объекты рынков, структура и инфраструктура рынка, понятие о рыночном механизме и его составляющих, понятие конкуренция и ее значение, достоинства и “провалы” рыночной экономики, государство как субъект рыночной экономики.

Темы рефератов:

1)   Основные этапы формирования рыночной экономики.

2)   Рынок — как продукт общественной цивилизации.

3)   Роль домашнего хозяйства в рыночной экономики.

4)   Функции государства в рыночной экономике.

5)   Совершенная конкуренция: понятие и реальность.

6)   “Невидимая рука” и ее роль в экономическом развитии.

7)   Причины и формы участия государства в рыночной экономике.

Литература

Экономика / Под ред. А. И. Архипова и др. М., 1998.

Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945–1990 гг. М., 1994.

Государство и экономика развитых капиталистических стран в 80-х годах / И. М. Осадчая и др. М., 1989.

Барр Р. Политическая экономия. М., 1995.

Семинарское занятие № 6 Тема: Основы теории спроса и предложения, рыночное равновесие

1)   Функция спроса, объем и изменения спроса.

2)   Функция предложения, объем и изменения предложения.

3)   Рыночное равновесие по Вальрасу и Маршаллу.

4)   Государство и рыночное равновесие.

Цель семинара:

Изучение основ теории спроса и предложения.

Основные понятия:

Индивидуальный спрос, рыночный спрос; кривая спроса; эффект дохода и эффект замещения; величина спроса, изменение спроса; факторы сдвига(смещение) спроса; функции спроса; кривая предложения, объем предложения, сдвиг (смещение) предложения; частичное равновесие; цена равновесия; равновесие по Вальрасу, равновесие по Маршаллу.

Темы рефератов:

1)   Государство и рыночное равновесие.

2)   Дефицит и пути его преодоления.

3)   Факторы формирующие предложение.

Литература

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М., 1992. Т. 1.

Долан Э. Линдсей Д. Микроэкономика. СПб., 1994.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.

Семинарское занятие № 7 Тема: Поведение потребителя

1)   Потребление, общая и предельная полезность, законы Госсена.

2)   Кардиналистский (количественный) подход в анализе потребления потребителя.

3)   Ординалистская версия оптимума потребителя.

4)   Влияние изменения доходов и цен на поведение потребителя.

Цель семинара:

Определение оптимального поведения потребителя в рыночной экономике.

Основные понятия:

Полезность, общая полезность, предельная полезность; рациональный выбор; предпочтение; законы Госсена; Кардиналистский подход и оптимум потребителя; Ординалистский подход, характеристика кривой безразличия, карта кривых безразличия; предельная норма замещения; бюджетное ограничение, кривые Хикса и Энгеля.

Темы рефератов:

1)   Утилитаризм и его роль в потреблении потребителя.

2)   Особенности кардиналистского и ординалистского подходов в анализе полезности и спроса.

3)   Поведение потребителя и изменение уровня жизни.

Литература

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М., 1992. Т. 2.

Долан Э. Линдсей Д. Микроэкономика. СПб., 1994.

Курс экономической теории / Под ред. М. Чепурина, Е. Киселевой. Киров, 1999.

Семинарское занятие № 8 Тема: Теория производства фирмы в условиях совершенной конкуренции

1)   Предпринимательство и его формы.

2)   Производственная функция и факторы производства.

3)   Издержки фирмы, их виды.

4)   Равновесие фирмы.

Цель семинара:

Выяснение условий эффективного функционирования фирмы в условиях совершенной конкуренции.