САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Утверждены
Ученым советом
экономического факультета
31 октября 2004 г., пр. № 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению самостоятельной работы студентов
по дисциплине
для студентов всех специальностей
Санкт-Петербург
2005
Кафедра управления
Составитель
доцент, кандидат экономических наук Г. Ф. Фейгин
профессор СПбГУП, доктор экономических наук М. С. Мотышина;
директор Учебно-делового центра МИПК СПбГУЭФ, доктор экономических наук, профессор О. А. Страхова
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» разработаны для студентов всех специальностей.
Цель методических рекомендаций — оказание помощи студентам по формированию навыков самостоятельной индивидуальной или коллективной учебной деятельности.
Основные задачи самостоятельной работы студентов:
— научиться мыслить системно и концептуально;
— развивать творческий и аналитический подход к проблемам менеджмента;
— научиться применять на практике знания, полученные в ходе аудиторных занятий и при чтении литературы.
Основные задачи методических рекомендаций:
— определить содержание работы и организовать поэтапное самостоятельное освоение учебного материала по дисциплине;
— описать технологию самостоятельной работы студентов по основным темам дисциплины;
— сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с литературой по специальности, а также развить умения по самоорганизации и самоконтролю в процессе обучения специальности;
— расширить представление о современных проблемах управления и методах их решения.
Итоговая форма контроля по дисциплине — зачет.
Учебно-тематический план
Номер и наименование темы |
Всего часов |
Аудиторных занятий |
В том числе |
СРС |
|
лекции |
практич. и семинар. |
||||
1. Менеджмент: содержание и основные понятия |
4 |
2 |
2 |
— |
2 |
2. История менеджмента |
4 |
2 |
— |
2 |
2 |
3. Цель, задачи и функции управления организацией |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4. Организационные структуры и основные принципы их построения |
6 |
2 |
2 |
— |
4 |
5. Организационная культура в системе менеджмента |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
Итого |
34 |
16 |
10 |
6 |
18 |
Тема 1. Менеджмент: содержание и основные понятия
1. Различные подходы к определению понятия менеджмента.
2. Организация как объект управления. Признаки и виды организации.
3. Виды менеджмента: административный и функциональный.
4. Системный подход в менеджменте.
5. Понятие управленческой ситуации. Ситуационный подход.
Цель изучения темы — углубление основных знаний по основным понятиям менеджмента, полученных в ходе аудиторных занятий.
При изучении темы необходимо обратить внимание и ответить на следующие вопросы:
1. В чем заключаются сходства и различия понятий менеджмента и управления?
2. Каковы особенности менеджмента как сферы деятельности и как научной дисциплины?
3. В чем заключаются особенности организации как социальной системы?
4. Чем различаются системный и ситуационный подходы в управлении?
Литература
1. Брасс А. Основы менеджмента. М.: ИП «Экоперспектива», 1999. Гл. 1.
2. Вершигора Е. Менеджмент: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1999. Гл. 1.
3. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1999. Ч. 1.
4. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М.: Инфра-М, 2001.
5. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2000.
1. Менеджмент как наука об управлении.
2. Основные школы менеджмента.
3. Особенности американского, японского и европейского менеджмента.
4. Первый управленческий опыт в России — проблема российской модели менеджмента.
Цель изучения темы — углубление основных знаний, полученных в ходе аудиторных занятий по истории менеджмента.
При изучении темы необходимо обратить внимание и ответить на следующие вопросы:
1. С какого момента менеджмент как научная дисциплина берет свое начало?
2. Раскройте содержание различных концептуальных подходов в управленческой науке.
3. Каковы особенности японской, американской и европейской моделей менеджмента?
4. Сформировалась ли российская модель менеджмента?
Литература
1. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.
2. Брасс А. Основы менеджмента. М.: ИП «Экоперспектива», 1999. Введение.
3. Вершигора Е. Менеджмент: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1999. Гл. 2.
4. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.
5. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1999. Ч. 1.
6. Коротков Э. М. Российский менеджмент. М., 2004.
Тема 3. Цель, задачи и функции управления организацией
1. Разделение труда в управлении. Управленческие функции.
2. Основные классификации управленческих функций.
3. Централизация и децентрализация управления.
4. Делегирование полномочий.
Цель изучения темы — углубление основных знаний, полученных в ходе аудиторных занятий по функциям менеджмента.
При изучении темы необходимо обратить внимание и ответить на следующие вопросы:
1. Раскройте содержание понятия разделения труда вообще и разделения труда в процессе управления в частности.
2. В чем заключаются сходства и различия управленческих функций, приведенных в различных классификациях?
3. В чем Вы видите преимущества (недостатки) централизованного (децентрализованного) управления?
4. Какие направления эволюции управленческих функций Вы можете
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.