Менеджмент: Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утверждены

Ученым советом

экономического факультета

31 октября 2004 г., пр. № 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению самостоятельной работы студентов

по дисциплине

МЕНЕДЖМЕНТ

для студентов всех специальностей

Санкт-Петербург

2005

Кафедра управления

Составитель

доцент, кандидат экономических наук Г. Ф. Фейгин

Рецензенты:

профессор СПбГУП, доктор экономических наук М. С. Мотышина;

директор Учебно-делового центра МИПК СПбГУЭФ, доктор экономических наук, профессор О. А. Страхова

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» разработаны для студентов всех специальностей.

Цель методических рекомендаций — оказание помощи студентам по формированию навыков самостоятельной индивидуальной или коллективной учебной деятельности.

Основные задачи самостоятельной работы студентов:

— научиться мыслить системно и концептуально;

— развивать творческий и аналитический подход к проблемам менеджмента;

— научиться применять на практике знания, полученные в ходе аудиторных занятий и при чтении литературы.

Основные задачи методических рекомендаций:

— определить содержание работы и организовать поэтапное самостоятельное освоение учебного материала по дисциплине;

— описать технологию самостоятельной работы студентов по основным темам дисциплины;

— сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с литературой по специальности, а также развить умения по самоорганизации и самоконтролю в процессе обучения специальности;

— расширить представление о современных проблемах управления и методах их решения.

Итоговая форма контроля по дисциплине — зачет.

Учебно-тематический план

Номер и наименование темы

Всего часов

Аудиторных занятий

В том числе

СРС

лекции

практич. и семинар.

1. Менеджмент: содержание и основные понятия

4

2

2

2

2. История менеджмента

4

2

2

2

3. Цель, задачи и функции управления организацией

8

4

2

2

4

4. Организационные структуры и основные принципы их построения

6

2

2

4

5. Организационная культура в системе менеджмента

12

6

4

2

6

Итого

34

16

10

6

18

Тема 1. Менеджмент: содержание и основные понятия

Вопросы для самостоятельного изучения

1.  Различные подходы к определению понятия менеджмента.

2.  Организация как объект управления. Признаки и виды организации.

3.  Виды менеджмента: административный и функциональный.

4.  Системный подход в менеджменте.

5.  Понятие управленческой ситуации. Ситуационный подход.

Методические указания

Цель изучения темы — углубление основных знаний по основным понятиям менеджмента, полученных в ходе аудиторных занятий.

При изучении темы необходимо обратить внимание и ответить на следующие вопросы:

1.  В чем заключаются сходства и различия понятий менеджмента и управления?

2.  Каковы особенности менеджмента как сферы деятельности и как научной дисциплины?

3.  В чем заключаются особенности организации как социальной системы?

4.  Чем различаются системный и ситуационный подходы в управлении?

Литература

1.  Брасс А. Основы менеджмента. М.: ИП «Экоперспектива», 1999. Гл. 1.

2.  Вершигора Е. Менеджмент: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1999. Гл. 1.

3.  Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1999. Ч. 1.

4.  Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М.: Инфра-М, 2001.

5.  Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2000.

Тема 2. История менеджмента

Вопросы для самостоятельного изучения

1.  Менеджмент как наука об управлении.

2.  Основные школы менеджмента.

3.  Особенности американского, японского и европейского менеджмента.

4.  Первый управленческий опыт в России — проблема российской модели менеджмента.

Методические указания

Цель изучения темы — углубление основных знаний, полученных в ходе аудиторных занятий по истории менеджмента.

При изучении темы необходимо обратить внимание и ответить на следующие вопросы:

1.  С какого момента менеджмент как научная дисциплина берет свое начало?

2.  Раскройте содержание различных концептуальных подходов в управленческой науке.

3.  Каковы особенности японской, американской и европейской моделей менеджмента?

4.  Сформировалась ли российская модель менеджмента?

Литература

1.  Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.

2.  Брасс А. Основы менеджмента. М.: ИП «Экоперспектива», 1999. Введение.

3.  Вершигора Е. Менеджмент: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1999. Гл. 2.

4.  Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.

5.  Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1999. Ч. 1.

6.  Коротков Э. М. Российский менеджмент. М., 2004.

Тема 3. Цель, задачи и функции управления организацией

Вопросы для самостоятельного изучения

1.  Разделение труда в управлении. Управленческие функции.

2.  Основные классификации управленческих функций.

3.  Централизация и децентрализация управления.

4.  Делегирование полномочий.

Методические указания

Цель изучения темы — углубление основных знаний, полученных в ходе аудиторных занятий по функциям менеджмента.

При изучении темы необходимо обратить внимание и ответить на следующие вопросы:

1.  Раскройте содержание понятия разделения труда вообще и разделения труда в процессе управления в частности.

2.  В чем заключаются сходства и различия управленческих функций, приведенных в различных классификациях?

3.  В чем Вы видите преимущества (недостатки) централизованного (децентрализованного) управления?

4.  Какие направления эволюции управленческих функций Вы можете

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
83 Kb
Скачали:
0