Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Утверждена
Ученым советом
экономического факультета
4 марта 2002 г., пр.№ 5
ПРОГРАММА
дисциплины
МЕНЕДЖМЕНТ
Санкт-Петербург
2002
Кафедра управления
Составитель
заведующая кафедрой управления СПбГУП, доктор экономических наук,
профессор Н. Д. Стрекалова
Рецензенты:
заведующая кафедрой международного бизнеса, менеджмента и туризма Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, доктор экономических наук, профессор О. А. Страхова;
профессор кафедры управления СПбГУП, кандидат экономических наук
А. Н. Масленников
Программа дисциплины «Менеджмент» разработана для студентов экономического факультета дневной формы обучения, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)», а также для студентов заочного факультета, обучающихся по аналогичным специальностям.
Дисциплина относится к числу общепрофессиональных дисциплин, изучаемых студентами в 5-м и 6-м семестре по программе профессиональной подготовки менеджеров и экономистов-менеджеров.
Основная цель изучения дисциплины — системное представление теоретических основ менеджмента, закономерностей и современных тенденций его развития, освоение практических умений и навыков управления организацией.
Дисциплина «Менеджмент» предполагает комплексное рассмотрение проблем и задач административного и функционального управления современными организациями.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать следующие области курса:
— основные понятия, закономерности и принципы управления организацией;
— миссия, цели, функции и задачи управления организацией;
— роль и обязанности менеджеров;
— эволюция теории менеджмента;
— методы и модели выбора решений;
— методы стратегического и тактического управления;
— типы структур управления организацией, принципы их формирования и механизм изменения;
— построение и эксплуатация информационных систем организации и ее коммуникационных сетей;
— организация делопроизводства и документооборота;
— мотивация и выбор форм стимулирования трудовой активности работников;
— методы согласования экономических интересов участников организации (собственников, менеджеров, рабочих и служащих);
— формирование организационной культуры;
— функциональные основы менеджмента организации: управление инновациями, производством, финансами, маркетингом, персоналом.
В результате практических занятий студенты должны уметь:
— решать типовые задачи стратегического, тактического и оперативного управления организацией;
— проектировать и реорганизовывать системы управления;
— разрабатывать организационно-распорядительные документы;
— выбирать эффективные формы оплаты и стимулирования деловой активности работников.
Формы контроля знаний: в течение двух семестров студенты выполняют индивидуальные задания, курсовую работу, по результатам обучения предусмотрены промежуточная и итоговая формы контроля знаний — зачет и экзамен.
Тематический план
Номер и название темы |
Всего часов |
Аудиторных |
в том числе |
СРС |
|
лекции |
практич. и семинары |
||||
Введение |
1 |
1 |
1 |
||
1. Менеджмент: содержание и основные понятия |
11 |
5 |
3 |
2 |
6 |
2. Системный подход к менеджменту |
8 |
2 |
2 |
6 |
|
3. История менеджмента |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
Раздел I. Основы административного управления организацией |
|||||
4. Миссия, цель и задачи управления организацией |
12 |
6 |
2 |
4 |
6 |
5. Разделение труда в управлении |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
6. Организационные структуры и основные принципы их построения |
24 |
12 |
6 |
6 |
12 |
7. Информация и коммуникации в управлении организацией |
18 |
6 |
4 |
2 |
12 |
8. Модели и методы принятия решений |
26 |
14 |
6 |
8 |
12 |
9. Система документации: формирование и рационализация |
20 |
8 |
4 |
4 |
12 |
10. Потребности, мотивы и стимулы в управлении организацией |
26 |
14 |
6 |
8 |
12 |
11. Организационная культура в системе менеджмента |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
12. Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией |
16 |
10 |
4 |
6 |
6 |
13. Управленческий учет и контроль в менеджменте |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
14. Маркетинг-менеджмент |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
Раздел II. Основы функционального управления организацией |
|||||
15. Основы инновационного менеджмента |
14 |
6 |
4 |
2 |
8 |
16. Менеджмент персонала |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
17. Финансовый менеджмент |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
18. Производственный менеджмент |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
19. Управление маркетингом |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
20. Эффективность менеджмента |
14 |
8 |
4 |
4 |
6 |
ИТОГО |
284 |
132 |
68 |
64 |
152 |
Введение
Цели и основные задачи дисциплины «Менеджмент». Предмет дисциплины. Структура дисциплины. Значение дисциплины «Менеджмент» в подготовке менеджеров и экономистов- менеджеров. Использование знаний дисциплины в практике управления организацией.
Требования, предъявляемые к знаниям и навыкам студентов в рамках дисциплины «Менеджмент». Используемые формы контроля знаний студентов.
Тема 1. Менеджмент: содержание и основные понятия
Организация и менеджмент. Субъект и объект управления. Менеджер и его роль в организации. Система целей и задач менеджмента. Цикл управления организацией. Административный и функциональный менеджмент.
Тема 2. Системный подход к менеджменту
Понятие системы и ее составляющих. Организация как система. Надсистема и подсистема. Управляющая и управляемые системы. Сущность системного подхода к управлению организацией. Общие закономерности управления различными системами.
Тема 3. История менеджмента
Эволюция теории менеджмента. Классические школы менеджмента: школа научного менеджмента, школа административного менеджмента. Доктрина человеческих отношений. Ситуационный подход. Школа социальных систем. Специфика развития теории управления в работах российских экономистов. Новые тенденции развития теории менеджмента. Современный опыт американского, японского и европейского менеджмента
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.