Методические рекомендации по использованию прикладной программы "Динамический норматив" в дисциплине "Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия", страница 5

2)  заданная система целей не может быть реализована, т. к. не соответствует сложившейся ситуации;

3)  плохо налажено управление.


Рис. 5. Таблицы “Интегральные оценки”, “Коэффициенты” и “Матрица F фактических соотношений темпов”

Для проведения анализа необходимо выявить фактически реализованные соотношения темпов роста показателей. Эти соотношения представлены в таблице “Матрица F фактических соотношений темпов” на листе Out (рис. 5).

Следует обратить внимание на то, что в данной таблице могут быть представлены 4 матрицы, в зависимости от положения переключателя, который находится немного выше таблицы:

1)  матрица F фактических соотношений темпов;

2)  матрица V несовпадений фактических и эталонных соотношений темпов;

3)  матрица B совпадений фактических и эталонных соотношений темпов;

4)  матрица D изменчивости динамики показателей.

Поставив соответствующий флажок, можно вывести на экран любую из названных матриц.

Замечание: матрицы могут быть выведены за один период и за несколько соседних периодов. Матрица за несколько периодов есть сумма матриц за указанные периоды. Номера периодов указываются в 22-й строке (лист Out). Если нужно вывести матрицу фактических соотношений в одном 2-м периоде, то указывается “В периоды с 2 по 2”. То же для матриц несовпадений и совпадений. Исключение составляет матрица изменчивости, которая строится по данным двух соседних периодов. Поэтому если нужно вывести матрицу изменчивости во 2-м периоде, то указывается “В периоды с 1 по 2”.

Анализируя матрицу фактических совпадений за ряд периодов, можно делать выводы об устойчивости выполнения (невыполнения) тех или иных целей — как заданных в ДН, так и не заданных. Однако матрица фактических соотношений не очень удобна в использовании. Поэтому для целей анализа следует использовать матрицы В совпадений, в которых отражаются не все парные соотношения, а только заданные в ДН.

Для анализа отклонений реализованного варианта развития от нормативного рекомендуется обратиться к таблице V несовпадений (инверсий) соотношений темпов ДН и фактически реализованных. Устойчивое нарушение нормативно заданных соотношений свидетельствует о проблемах, которые нужно сформулировать.

Выявлению проблем и установлению их очередности способствует факторный анализ, результаты которого представлены в таблице “Влияние показателей на изменение оценки эффективности” на листе Out. В 33-й строке в желтом поле указывается период, предшествующий анализируемому. Содержание граф таблицы можно узнать, нажав на знак “?” в подлежащем таблицы:

—  графа 1 — количество совпадений фактических и нормативно заданных соотношений, в которых участвует соответствующий показатель в базисном периоде;

—  графа 2 — количество совпадений фактических и нормативно заданных соотношений, в которых участвует соответствующий показатель в отчетном периоде;

—  графа 3 — прирост количества совпадений фактических и нормативно заданных соотношений, в которых участвует соответствующий показатель в отчетном периоде по сравнению с базисным;

—  графа 4 — прирост оценки эффективности, обусловленный динамикой соответствующего показателя;

—  графа 5 — прирост оценки эффективности, обусловленный динамикой соответствующего показателя в процентах к эффективности в базисном периоде;

—  графа 6 — прирост оценки эффективности, обусловленный динамикой соответствующего показателя в процентах к общему приросту эффективности в отчетном периоде;

—  графа 7 — снижение оценки эффективности в отчетном периоде по сравнению с нормативом за счет динамики соответствующего показателя;

—  графа 8 — снижение оценки эффективности в отчетном периоде по сравнению с нормативом за счет динамики соответствующего показателя в процентах к общему снижению оценки эффективности.

Далее необходимо выдвинуть гипотезы о возможных причинах недостижения целей.

5. Составление отчета по результатам проведенного анализа

Отчет составляется в письменном виде и сдается преподавателю. Необходимо распечатать: