Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине "Психология" (История становления предмета психологической науки. Психологическая организация человека. Социально-психологические феномены)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «КузГПА)

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра общей и детской педагогики и психологии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

___Б.3.Б.1.1_______ПСИХОЛОГИЯ__________________

(индекс дисциплины по учебному плану, название  дисциплины )

ФИО студента_____________________________________________________________

Группа ___________________________________

Новокузнецк, 2013

Задания для самостоятельной работы

Раздел I. История становления предмета психологической науки

Содержание стандарта (раздел I)

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Предмет и задачи истории психологии как отрасли науки. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии как науки. Основные психологические школы и направления. Методология психологии. Проблема человека в психологии: понятие индивид, субъект, личность, индивидуальность. Психика человека как предмет системного исследования. Классификация психических явлений. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности: внешняя и внутренняя деятельность. Структура  деятельности.

Тема 1: Общая характеристика психологии как наукии этапы её становления

Задание 1.2. Каждая наука и новое поколение формулирует ответ на вопрос: что есть человек и в чём он проявляется? С момента возникновения психологии главная установка - целостное описание человека. С этой целью Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) выделил образы человеческой субъективности.

В лепестки рис.1 впишите понятия в соответствие с логикой их появления. Стрелками соедините понятие и его определение.

Образы человеческой субъективности по Ананьеву Б.Г.

Задание 1.3. Каждый человек, даже если он никогда не изучал научную психологию, имеет представление о психологии человека, построенные на основе своего житейского опыта. Используя критерии таблицы 1.1, покажите различия житейской и научной психологии.

Таблица 1.1.

 Характеристика житейской и научной психологии.

1

2

3

критерии

Житейская психология

Научная психология

1. Время возникновения

2. Объект познания

3. Уровень  обобщённости

4. Методы и пути получения

5. Способы, пути передачи

6. Сроки овладения материалом.

Задание 1.5. Сформулируйте и представьте своё отношение к тем противоречиям, которые существуют в житейской психологии. Напишите короткое эссе на тему «Противоречия житейской психологии».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития

Задание 2.1.Зарисуйте схему нелинейной классификации наук академика Б.М. Кедрова. Определите место психологии в этой системе наук, сделайте краткое пояснение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.2.Развитие науки связано с изменением взглядов на ее предмет. Используя критерии таблицы  2.1 и 2.1.а (основные школы и направления психологии), покажите основные подходы к данной проблеме.

Задание 2.3.Сформулируйте задачи психологии как науки, покажите их реализацию в отдельных отраслях психологической науки, используя критерии таблицы 2.2. См. таблицы ниже.

Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:

Бихевиоризм -________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гештальтизм - _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гуманистическая психология –________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Детерминанта  –____________________________________________________

____________________________________________________________________

Детерминизм - ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когнитивная психология -________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Отрасль - __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип единства сознания и деятельности –__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип развития  –_________________________________________________

________________________________________________________________________

Психоанализ - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стимул ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица 2.1 Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века

направления

психологии критерии

Психология сознания

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Психоанализ

Структурная

школа

Функционализм

Страна и условная дата возникновения направления

Основоположники направления

Интеллектуальные предшественники

Последователи направления

Предмет

(обоснование выбора категории, изучаемой в направлении)

Методы исследования

Прикладные методы

(цель терапии)

Принципы направления

Таблица 2.1А Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века

направления

критерии

критерии

Гуманистическое направление

Когнитивная

психология

Советская

психология

Страна и условная дата возникновения направления

Основоположники направления

Интеллектуальные предшественники

Последователи направления

Предмет

(обоснование выбора категории, изучаемой в направлении)

Методы исследования

Прикладные методы

(цель терапии)

Принципы направления

Таблица 2.2. Характеристика отдельных отраслей психологической науки.

Отрасли

психологии

критерии

Общая психология

Социальная психология

Возрастная психология

История психологии

1. время становления отраслей психологии

2. предмет изучения

3. задачи

4. основополагающие работы

5. используемые методы

6.Структура, разделы, базовые понятия

7. принципы

8. факторы, определяющие становление отрасли


Тема 3. Методы психологии

Задание 3.1.Приведите примеры  классификации научных методов психологии, рассматриваемые авторами различных учебных пособий по общей психологии. Зарисуйте одну из понравившихся схем. Укажите автора и выходные данные учебного пособия.________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.2. Используя критерии таблицы 3.1. покажите классификацию методов представленную в учебном пособии Слободчикова В.И., Исаева Е.И. Психология человека.

Задание 3.3.Первым методом научной психологии стал интроспективный метод. Охарактеризуйте метод на основе анализа статей, посвящённых интроспекции в учебных пособиях. (Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. - Москва: ЧеРо, 1998.; Общая психология: Учебник для вузов: В 7-ми т. Т.1: Соколова Е.Е. Введение в психологию – Москва, 2007. Маклаков  А.Г. Общая психология. - М.: 2008. и другие). Заполните  таблицу 3.2.

 Таблица 3.1.

Классификация методов психологического познания

критерии

Объективные методы

Описательные (субъективные) методы

Прикладные методы

Требование к методам познания их общая цель

Исследовательские методы этой группы

Психологические школы/направления, использующие данные методы

Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:

Метод - ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методология –_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика  –_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Психотерапия  -________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 3.2.

Характеристика метода интроспекция.

критерии

Метод интроспекции

1. определение метода

2. роль метода в развитии психологии

3. идейный создатель метода

4. школы научной психологии, использовавшие метод в качестве основного метода познания психической реальности.

5. Суть процедуры интроспективного наблюдения (содержание метода)

6. трудности использования метода, его недостатки

Тема 4. Психологическая теория  деятельности

Задание 4.1. Восстановите по памяти структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву. Впишите в пустые прямоугольники структурные компоненты деятельности, стрелками установите между ними связи.

Задание 4.2. Ориентируясь на схему рис.2. и определения этих понятий, обозначьте основные отличия действий от операций (как структурных компонентов деятельности).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:

Деятельность_______________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Труд -_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общение  –__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная деятельность________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внутренняя деятельность___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интериоризация_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экстериоризация____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Эволюционное развитие психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики и сознания

Задание 4.1. На основе изучения работы – Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1982., ответьте на следующие вопросы, заполните таблицу 4.1.

- Укажите объективный (регистрируемый) критерий психики, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева -________________________________________________________________________

- Дайте определения терминов:

Раздражимость - это________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувствительность – это______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абиотические стимулы_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биотические стимулы________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Перечислите основные линии / тенденции развития психики в филогенезе___

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Коротко изложите базовые положения периодизации эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву. Укажите стадии развития по А.Н. Леонтьеву.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Укажите два фактора появления сознания по А.Н. Леонтьеву___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:

Сознание  -__________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таксисы -____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интеллект –_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научение  –_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Инстинкт - ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коллективный труд__________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица 4.1

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву, К.Э. Фабри)

Стадия

Стадия элементарной сенсорной психики

Стадия перцептивной психики

Уровень психического отражения

Низший уровень

Высший уровень

Низший уровень

Высший уровень

Наивысший уровень

 общая характеристика стадии

виды живых существ

формы поведения особенности

поведения


Тема 5.Проблема личности в контексте основных психологических направлений

Задание 5.1. Феномен личности очень многогранен. Рассмотрите в разных учебных пособиях по психологии разные трактовки понятия «личность», приведите несколько, указав автора.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.3. Ознакомьтесь со статьёй К.К. Платонова Концепция динамической функциональной структуры личности. хрестоматии - Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб: «Питер», 2000. Стр. 119-130. Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу 5.1.

1. Почему Платонов К.К. называет свою теорию личности динамической и функциональной?_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие критерии построения структуры личности выделяет?______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как в теории Платонова решается вопрос о соотношении социального и биологического в структуре личности? Как он объясняет природу личности? _____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какое место в структуре личности отведено способностям и характеру

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
574 Kb
Скачали:
0