ИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО «КузГПА)
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины )
ФИО студента_____________________________________________________________
Группа ___________________________________
Новокузнецк, 2013
Задания для самостоятельной работы
Раздел I. История становления предмета психологической науки
Содержание стандарта (раздел I)
Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Предмет и задачи истории психологии как отрасли науки. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии как науки. Основные психологические школы и направления. Методология психологии. Проблема человека в психологии: понятие индивид, субъект, личность, индивидуальность. Психика человека как предмет системного исследования. Классификация психических явлений. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности: внешняя и внутренняя деятельность. Структура деятельности.
Тема 1: Общая характеристика психологии как наукии этапы её становления
Задание 1.2. Каждая наука и новое поколение формулирует ответ на вопрос: что есть человек и в чём он проявляется? С момента возникновения психологии главная установка - целостное описание человека. С этой целью Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) выделил образы человеческой субъективности.
В лепестки рис.1 впишите понятия в соответствие с логикой их появления. Стрелками соедините понятие и его определение.

Образы человеческой субъективности по Ананьеву Б.Г.
Задание 1.3. Каждый человек, даже если он никогда не изучал научную психологию, имеет представление о психологии человека, построенные на основе своего житейского опыта. Используя критерии таблицы 1.1, покажите различия житейской и научной психологии.
Таблица 1.1.
Характеристика житейской и научной психологии.
| 1 | 2 | 3 | 
| критерии | Житейская психология | Научная психология | 
| 1. Время возникновения | ||
| 2. Объект познания | ||
| 3. Уровень обобщённости 
 | ||
| 4. Методы и пути получения | ||
| 5. Способы, пути передачи | ||
| 6. Сроки овладения материалом. | 
Задание 1.5. Сформулируйте и представьте своё отношение к тем противоречиям, которые существуют в житейской психологии. Напишите короткое эссе на тему «Противоречия житейской психологии».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития
Задание 2.1.Зарисуйте схему нелинейной классификации наук академика Б.М. Кедрова. Определите место психологии в этой системе наук, сделайте краткое пояснение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.2.Развитие науки связано с изменением взглядов на ее предмет. Используя критерии таблицы 2.1 и 2.1.а (основные школы и направления психологии), покажите основные подходы к данной проблеме.
Задание 2.3.Сформулируйте задачи психологии как науки, покажите их реализацию в отдельных отраслях психологической науки, используя критерии таблицы 2.2. См. таблицы ниже.
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Бихевиоризм -________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гештальтизм - _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гуманистическая психология –________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детерминанта –____________________________________________________
____________________________________________________________________
Детерминизм - ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когнитивная психология -________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Отрасль - __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип единства сознания и деятельности –__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип развития –_________________________________________________
________________________________________________________________________
Психоанализ - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стимул ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 2.1 Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века
| направления психологии критерии ↓ | Психология сознания | Бихевиоризм | Гештальтпсихология | Психоанализ | |
| Структурная школа | Функционализм | ||||
| Страна и условная дата возникновения направления | |||||
| Основоположники направления | |||||
| Интеллектуальные предшественники | |||||
| Последователи направления | |||||
| Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении) | |||||
| Методы исследования | |||||
| Прикладные методы (цель терапии) | |||||
| Принципы направления | |||||
Таблица 2.1А Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века
| направления критерии критерии | Гуманистическое направление | Когнитивная психология | Советская психология | |
| Страна и условная дата возникновения направления | ||||
| Основоположники направления | ||||
| Интеллектуальные предшественники | ||||
| Последователи направления | ||||
| Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении) | ||||
| Методы исследования | ||||
| Прикладные методы (цель терапии) | ||||
| Принципы направления | 
Таблица 2.2. Характеристика отдельных отраслей психологической науки.
| Отрасли психологии критерии | Общая психология | Социальная психология | Возрастная психология | История психологии | 
| 1. время становления отраслей психологии | ||||
| 2. предмет изучения | ||||
| 3. задачи | ||||
| 4. основополагающие работы | ||||
| 5. используемые методы | ||||
| 6.Структура, разделы, базовые понятия | ||||
| 7. принципы | ||||
| 8. факторы, определяющие становление отрасли | 
Тема 3. Методы психологии
Задание 3.1.Приведите примеры классификации научных методов психологии, рассматриваемые авторами различных учебных пособий по общей психологии. Зарисуйте одну из понравившихся схем. Укажите автора и выходные данные учебного пособия.________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.2. Используя критерии таблицы 3.1. покажите классификацию методов представленную в учебном пособии Слободчикова В.И., Исаева Е.И. Психология человека.
Задание 3.3.Первым методом научной психологии стал интроспективный метод. Охарактеризуйте метод на основе анализа статей, посвящённых интроспекции в учебных пособиях. (Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. - Москва: ЧеРо, 1998.; Общая психология: Учебник для вузов: В 7-ми т. Т.1: Соколова Е.Е. Введение в психологию – Москва, 2007. Маклаков А.Г. Общая психология. - М.: 2008. и другие). Заполните таблицу 3.2.
Таблица 3.1.
Классификация методов психологического познания
| критерии ↓ | Объективные методы | Описательные (субъективные) методы | Прикладные методы | 
| Требование к методам познания их общая цель | |||
| Исследовательские методы этой группы | |||
| Психологические школы/направления, использующие данные методы | 
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Метод - ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методология –_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика –_________________________________________________________
________________________________________________________________________
Психотерапия -________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 3.2.
Характеристика метода интроспекция.
| критерии | Метод интроспекции | 
| 1. определение метода | |
| 2. роль метода в развитии психологии | |
| 3. идейный создатель метода | |
| 4. школы научной психологии, использовавшие метод в качестве основного метода познания психической реальности. | |
| 5. Суть процедуры интроспективного наблюдения (содержание метода) | |
| 6. трудности использования метода, его недостатки | 
Тема 4. Психологическая теория деятельности
Задание 4.1. Восстановите по памяти структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву. Впишите в пустые прямоугольники структурные компоненты деятельности, стрелками установите между ними связи.

Задание 4.2. Ориентируясь на схему рис.2. и определения этих понятий, обозначьте основные отличия действий от операций (как структурных компонентов деятельности).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Деятельность_______________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Труд -_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общение –__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебная деятельность________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутренняя деятельность___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интериоризация_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экстериоризация____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Эволюционное развитие психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики и сознания
Задание 4.1. На основе изучения работы – Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1982., ответьте на следующие вопросы, заполните таблицу 4.1.
- Укажите объективный (регистрируемый) критерий психики, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева -________________________________________________________________________
- Дайте определения терминов:
Раздражимость - это________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чувствительность – это______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Абиотические стимулы_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биотические стимулы________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите основные линии / тенденции развития психики в филогенезе___
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Коротко изложите базовые положения периодизации эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву. Укажите стадии развития по А.Н. Леонтьеву.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажите два фактора появления сознания по А.Н. Леонтьеву___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Сознание -__________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таксисы -____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллект –_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научение –_________________________________________________________
________________________________________________________________________
Инстинкт - ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коллективный труд__________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 4.1
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву, К.Э. Фабри)
| Стадия | Стадия элементарной сенсорной психики | Стадия перцептивной психики | ||||
| Уровень психического отражения | Низший уровень | Высший уровень | Низший уровень | Высший уровень | Наивысший уровень | |
| общая характеристика стадии | ||||||
| виды живых существ | ||||||
| формы поведения особенности поведения | ||||||
Тема 5.Проблема личности в контексте основных психологических направлений
Задание 5.1. Феномен личности очень многогранен. Рассмотрите в разных учебных пособиях по психологии разные трактовки понятия «личность», приведите несколько, указав автора.
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.3. Ознакомьтесь со статьёй К.К. Платонова Концепция динамической функциональной структуры личности. хрестоматии - Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб: «Питер», 2000. Стр. 119-130. Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу 5.1.
1. Почему Платонов К.К. называет свою теорию личности динамической и функциональной?_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие критерии построения структуры личности выделяет?______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как в теории Платонова решается вопрос о соотношении социального и биологического в структуре личности? Как он объясняет природу личности? _____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое место в структуре личности отведено способностям и характеру
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.