ИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО «КузГПА)
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины )
ФИО студента_____________________________________________________________
Группа ___________________________________
Новокузнецк, 2013
Задания для самостоятельной работы
Раздел I. История становления предмета психологической науки
Содержание стандарта (раздел I)
Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Предмет и задачи истории психологии как отрасли науки. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии как науки. Основные психологические школы и направления. Методология психологии. Проблема человека в психологии: понятие индивид, субъект, личность, индивидуальность. Психика человека как предмет системного исследования. Классификация психических явлений. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности: внешняя и внутренняя деятельность. Структура деятельности.
Тема 1: Общая характеристика психологии как наукии этапы её становления
Задание 1.2. Каждая наука и новое поколение формулирует ответ на вопрос: что есть человек и в чём он проявляется? С момента возникновения психологии главная установка - целостное описание человека. С этой целью Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) выделил образы человеческой субъективности.
В лепестки рис.1 впишите понятия в соответствие с логикой их появления. Стрелками соедините понятие и его определение.
Образы человеческой субъективности по Ананьеву Б.Г.
Задание 1.3. Каждый человек, даже если он никогда не изучал научную психологию, имеет представление о психологии человека, построенные на основе своего житейского опыта. Используя критерии таблицы 1.1, покажите различия житейской и научной психологии.
Таблица 1.1.
Характеристика житейской и научной психологии.
1 |
2 |
3 |
критерии |
Житейская психология |
Научная психология |
1. Время возникновения |
||
2. Объект познания |
||
3. Уровень обобщённости
|
||
4. Методы и пути получения |
||
5. Способы, пути передачи |
||
6. Сроки овладения материалом. |
Задание 1.5. Сформулируйте и представьте своё отношение к тем противоречиям, которые существуют в житейской психологии. Напишите короткое эссе на тему «Противоречия житейской психологии».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития
Задание 2.1.Зарисуйте схему нелинейной классификации наук академика Б.М. Кедрова. Определите место психологии в этой системе наук, сделайте краткое пояснение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.2.Развитие науки связано с изменением взглядов на ее предмет. Используя критерии таблицы 2.1 и 2.1.а (основные школы и направления психологии), покажите основные подходы к данной проблеме.
Задание 2.3.Сформулируйте задачи психологии как науки, покажите их реализацию в отдельных отраслях психологической науки, используя критерии таблицы 2.2. См. таблицы ниже.
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Бихевиоризм -________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гештальтизм - _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гуманистическая психология –________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детерминанта –____________________________________________________
____________________________________________________________________
Детерминизм - ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когнитивная психология -________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Отрасль - __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип единства сознания и деятельности –__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип развития –_________________________________________________
________________________________________________________________________
Психоанализ - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стимул ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 2.1 Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века
направления психологии критерии ↓ |
Психология сознания |
Бихевиоризм |
Гештальтпсихология |
Психоанализ |
|
Структурная школа |
Функционализм |
||||
Страна и условная дата возникновения направления |
|||||
Основоположники направления |
|||||
Интеллектуальные предшественники |
|||||
Последователи направления |
|||||
Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении) |
|||||
Методы исследования |
|||||
Прикладные методы (цель терапии) |
|||||
Принципы направления |
Таблица 2.1А Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века
направления критерии критерии |
Гуманистическое направление |
Когнитивная психология |
Советская психология |
|
Страна и условная дата возникновения направления |
||||
Основоположники направления |
||||
Интеллектуальные предшественники |
||||
Последователи направления |
||||
Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении) |
||||
Методы исследования |
||||
Прикладные методы (цель терапии) |
||||
Принципы направления |
Таблица 2.2. Характеристика отдельных отраслей психологической науки.
Отрасли психологии критерии |
Общая психология |
Социальная психология |
Возрастная психология |
История психологии |
1. время становления отраслей психологии |
||||
2. предмет изучения |
||||
3. задачи |
||||
4. основополагающие работы |
||||
5. используемые методы |
||||
6.Структура, разделы, базовые понятия |
||||
7. принципы |
||||
8. факторы, определяющие становление отрасли |
Тема 3. Методы психологии
Задание 3.1.Приведите примеры классификации научных методов психологии, рассматриваемые авторами различных учебных пособий по общей психологии. Зарисуйте одну из понравившихся схем. Укажите автора и выходные данные учебного пособия.________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.2. Используя критерии таблицы 3.1. покажите классификацию методов представленную в учебном пособии Слободчикова В.И., Исаева Е.И. Психология человека.
Задание 3.3.Первым методом научной психологии стал интроспективный метод. Охарактеризуйте метод на основе анализа статей, посвящённых интроспекции в учебных пособиях. (Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. - Москва: ЧеРо, 1998.; Общая психология: Учебник для вузов: В 7-ми т. Т.1: Соколова Е.Е. Введение в психологию – Москва, 2007. Маклаков А.Г. Общая психология. - М.: 2008. и другие). Заполните таблицу 3.2.
Таблица 3.1.
Классификация методов психологического познания
критерии ↓ |
Объективные методы |
Описательные (субъективные) методы |
Прикладные методы |
Требование к методам познания их общая цель |
|||
Исследовательские методы этой группы |
|||
Психологические школы/направления, использующие данные методы |
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Метод - ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методология –_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика –_________________________________________________________
________________________________________________________________________
Психотерапия -________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 3.2.
Характеристика метода интроспекция.
критерии |
Метод интроспекции |
1. определение метода |
|
2. роль метода в развитии психологии |
|
3. идейный создатель метода |
|
4. школы научной психологии, использовавшие метод в качестве основного метода познания психической реальности. |
|
5. Суть процедуры интроспективного наблюдения (содержание метода) |
|
6. трудности использования метода, его недостатки |
Тема 4. Психологическая теория деятельности
Задание 4.1. Восстановите по памяти структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву. Впишите в пустые прямоугольники структурные компоненты деятельности, стрелками установите между ними связи.
Задание 4.2. Ориентируясь на схему рис.2. и определения этих понятий, обозначьте основные отличия действий от операций (как структурных компонентов деятельности).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Деятельность_______________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Труд -_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общение –__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебная деятельность________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутренняя деятельность___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интериоризация_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экстериоризация____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Эволюционное развитие психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики и сознания
Задание 4.1. На основе изучения работы – Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1982., ответьте на следующие вопросы, заполните таблицу 4.1.
- Укажите объективный (регистрируемый) критерий психики, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева -________________________________________________________________________
- Дайте определения терминов:
Раздражимость - это________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чувствительность – это______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Абиотические стимулы_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биотические стимулы________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите основные линии / тенденции развития психики в филогенезе___
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Коротко изложите базовые положения периодизации эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву. Укажите стадии развития по А.Н. Леонтьеву.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажите два фактора появления сознания по А.Н. Леонтьеву___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Найдите в словаре и выпишите определения следующих понятий:
Сознание -__________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таксисы -____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллект –_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научение –_________________________________________________________
________________________________________________________________________
Инстинкт - ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коллективный труд__________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 4.1
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву, К.Э. Фабри)
Стадия |
Стадия элементарной сенсорной психики |
Стадия перцептивной психики |
||||
Уровень психического отражения |
Низший уровень |
Высший уровень |
Низший уровень |
Высший уровень |
Наивысший уровень |
|
общая характеристика стадии |
||||||
виды живых существ |
||||||
формы поведения особенности поведения |
||||||
Тема 5.Проблема личности в контексте основных психологических направлений
Задание 5.1. Феномен личности очень многогранен. Рассмотрите в разных учебных пособиях по психологии разные трактовки понятия «личность», приведите несколько, указав автора.
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.3. Ознакомьтесь со статьёй К.К. Платонова Концепция динамической функциональной структуры личности. хрестоматии - Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб: «Питер», 2000. Стр. 119-130. Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу 5.1.
1. Почему Платонов К.К. называет свою теорию личности динамической и функциональной?_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие критерии построения структуры личности выделяет?______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как в теории Платонова решается вопрос о соотношении социального и биологического в структуре личности? Как он объясняет природу личности? _____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое место в структуре личности отведено способностям и характеру
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.