Культура опытно-экспериментальной работы учителя: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

62 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Департамент образования Администрации Кемеровской области Кемеровский областной институт усовершенствования учителей


р»

I


Е. Г. Овчинникова


Культура

опытно-экспериментальной работы учителя

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано

Советом Кемеровского областного института усовершенствования учителей

Кемерово 1997


ББК 74.20 035

Автор:  Е. Г. Овчинникова, методист Кемеровского облИУУ

Рецензенты:  Г. Г. Солодова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики КемГУ О. В. Ефременко, преподаватель Кемеровского классического лицея

В пособии рассмотрены сущность и содержание опытно-экспериментальной работы учителя, раскрыты особенности школьного прак-тяко-ориентировашюго эксперимента, его предназначение.

В приложениях помещены методические материалы, необходимые для организации опытно-экспериментальной работы, ее анализа и оценки.

Пособие адресовано учителям-экспериментаторам, слушателям курсов повышения квалификации "Культура опытно-экспериментальной работы", будет полезно руководителям методических объединений и творческих групп учителей, руководителям образовательных учреждений, а также методистам, работникам управления образованием.

Овчинникова Е. Г.

О 35 Культура опытно-экспериментальной работы учителя: Учебно-методическое пособие. - Кемерово: ОблИУУ, 1997. -62с. -ISBN 5-7148-0124-5.


f4306000000 К92(03)-97


Овчинникова Е. Г., 1997 г. Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1997 г.


ISBN 5-7148-0124-5


Введение

Без стремления к научной работе учитель элементарной шкапы попадает под власть трех педагогических демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

Адольф Дистервег

Творчески работающему учителю всегда присуща исследовательская направленность педагогической деятельности. Начинающий учитель быстро становится мастером педагогического труда, если его характеризует исследовательская активность, и он вводит в свою работу элементы исследования.

Исследователями не рождаются, ими становятся. Любой учитель, при желании, может овладеть исследовательскими умениями.

Опьггно-эксперименталлая работа (далее - ОЭР) понимается как составная часть исследовательской работы, причем часть наиболее сложная и трудоемкая. Отрадным является то, что во многих образовательных учреждениях учителями проводится опытно-экспериментальная работа по разнообразным направлениям. Вместе с тем, эта деятельность совершенно недостаточно подкреплена соответствующим методическим обеспечением, зачастую допускаются ошибки в ее планировании и проведении. Учителя-практики не обладают достаточными знаниями и умениями для такого рода деятельности.


По данным наших исследований, около половины учителей (46,5%), которые проводят опытно-экспериментальную работу в школах Кемеровской области, специально к ней не готовились. Это позволяет предположить, что определенная часть экспериментов проводится на скорую руку, без необходимой подготовки. Лишь 26,5% учителей-экспериментаторов имеют специальную программу или план ОЭР. Это говорит о том, что даже при наличии некоторой подготовки (изучение специальной литературы, участие в семинарах, консультирование), в деятельности большинства учителей-экспериментаторов отсутствуют четкие требования к результатам, а, значит, невозможно и их выявление.

Одним из недостатков последипломного образования (и системы повышения квалификации педагогов в том числе) является отсутствие материалов в помощь обучающимся. Данное пособие призвано восполнить этот пробел.

Цель данного издания состоит в том, чтобы помочь учителю-экспериментатору в процессе его обучения в системе повышения квалификации, а также в процессе самообразования овладеть теорией и практикой опытно-экспериментальной работы в школе.

В основу издания лег спецкурс, который в течение ряда лет преподается в Кемеровском областном институте усовершенствования учителей.

Работа состоит из семи разделов и приложений, в которых раскрываются вопросы теории и практики опытно-экспериментальной работы в школе. Теоретическая часть заканчивается вопросами для самоконтроля и самоанализа. В приложениях даны методические материалы, необходимые учителю для организации опытно-экспериментальной работы, ее анализа и оценки.


Эксперимент как метод научного исследования

Среди многих проблем современного образования одной из актуальных является проблема проведения опытно-экспериментальной работы в школе. В последние годы в нашей стране особенно большое внимание уделяется этой проблеме, наблюдается стремительное развитие интереса учителей к ОЭР. Это явление говорит об осознании учителями необходимости коренных преобразований в школе. Действительно, многое из прошлого опыта устаревает, и для того, чтобы школа развивалась, необходимы новые идеи, новые модели, новые

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
454 Kb
Скачали:
0