Аннотация монография П.Ф.Лысенко «Дреговичи», страница 2

    Изучение курганого материала связано с определенными трудостями. Территория дреговичей неравномерно насыщена могильниками, что, по-видимому, отражает неодинаковую плотность заселения. Сохраность могильников в разных районах также неодинакова. В связи с этим наиболее плотно заселенными представляются районы преднепровья, березены, Слуцко-Клецкий и Минско-Заславский. Менее заселенными были районы Западного Полесья и Белорусского Пенеманья. При этом следует подчеркнуть известную условность подобного вывода за счет слабой изученности указанного района и интенсивного распахивания курганов и могилиников в условиях малозимельного часнособственнического землевладения.

    Следует отметить также неравномерную изученность курганых древностей на территории расселения дреговичей. Большое  количество курганов изучено В. З. Завитневичем в Мозырском (163), Речицком (252) и Бобруйском (232) уездах Минской губ. На протяжении ряда лет сосредоточивали свои исследования в окрестностях Логойска, Минска, Заславля и Игумена Е. П. и К. П. Тышкевичи, Н.М. Турбин, Р. Г. Игнатьев,  Т.Х. Татур.

ГЛАВА 4

              Происхождение и расселение.

Автор «Повести временных лет» -самый древний историограф восточнослывянских племен, в том числе дреговичей, сообщивших об их перечислении в числе восточно славянских племен с Дунаяи расселении на территории Восточной Европы. Согласно этому сообщению, дреговичи заняли территорию «межи Припятью и Двиной». Из-за отсутствия более точных указаний о месте дреговичей в летописи, а также других источников длительное время историки вынуждены были ограничиться этими общими указаниями. В дальнейшем летописи северную часть территории «Межи Припятью и Двиной» указывают в качестве постоянного расселения кривичей (полочан). Эти указания ограничивают первоначально указанную в летописе территорию дреговичей и конкретизируют их расселение. Тем не менее даже с учетом последних ограничений территория дреговичей выглядела очерченной слишком общо и требовала уточнений.

     Попытку уточнить расселение восточнославянских племен сделал в конце XIX в. Н. П. Барсов. В качестве основания для определения территории расселения дреговичей он  взял распространение топонима с корнем «дряг», «дрег». Согласно его наблюдениям, граница расселения дреговичей с полянами и волынянами (граница с древлянами не упоминается) проходила от устья Припяти и южнее ее среднего течения, пересекла Западный Буг у Берестья и шла по Бугу до Дрогичина, затем поворачивала к Гродно и шла к Днепру в районе Заславля, Логойска, Борисова. Очерченные Н П Барсовыв границы были признаны и использаваны в работах ряда ученых (А М Андрияшев). М В Довнар-Запольский, используя выводы Н П Барсова, дополнил их исходя из политической принадлежности территории княжествам, пологая, что основу последних состовляли этнически единые территории. Созновая недостаточную убедительность основания проведения границ Н П Барсовым, Е Ф Карский использовал для этих целей этнографические наблюдения распространения белорусских говоров.

   Вопрос о происхождении дреговичей получил материальную базу для изучения только в резудьтате полевых исследований в послевоенное время. Выявленные в начале XX ст.исследованиями С С Гамченко и И Ф Левицкого памятники у с. Корчак привлекли внимание ученых. Ю В Кухаренко сопоставил эти памятники с определенно славянскими памятниками так называемой пражской культуры с территории Чехии и южной Польши, составил карту распространения памятников этого типа на территории СССР и определил ареал этой культуры. Большую работу по изучению этих памятников на территории Волыни проделала И П Русанова,  обобщившая результаты исследований в монографии «Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом». В работу И П Русановой включены памятники, не содержащие керамики типа Корчак, относящиеся к явно дреговичским девностям, но входящие в очерченные хронологическими рамками исследования курганы с трупосожжением у Борискович, Авцюцевич, Горивод, Казаевки, Степановки, Левашей, Холмечи, Сенской, Пашковки, Малеек, Рычева и др.

ГЛАВА 5

         Социально – экономическое развитие.

Сообщение древнерусских летописей среди восточнославянских племен неоднократно упоминают дреговичей. С другими летописными племенами дреговичей объединяет общность происхождения, языка, смежная территория, близкий уровень экономического развития и способа видения хозяйства, общественной организации и соц устройства, культурного развития и языческих представлений. Естественно предпологать существование отдельных, локальных особенностей, отличающих их от других летописных племен, что довало основание современникам и летописцам выделять их по этим признакам из остальной массы восточнославянского населения в самостаятельную этническую группу, известную под особым самостоятельным племенным названием дреговичей. Описывая расселение восточнославянских племен, летописец прямо указывает: «…имяхуть бо обычная своя и законы отець своих и придания, кождо своя норов». Иучение экономического развития каждого из летописных племен должно опираться на письменные сообщения и конкретные археологические материалы с территории расселения этого племени. Однако наличие общих особенностей, объединяющихвосточнославянские летописные племена в одну крупную этническую группу, позволяет привлекать для характкристики каждого из них аналогичные материалы с территории соседних племен.

   Учитывая, что экономическое развитие является исходным пунктом и базисом общественного строя и соц структуры, изучение соц –экономического развития дреговичей целесообразно начать с исследования организации и уровня развития хоз жизни производительных сил.

   Изучение экономической жизни на территории расселения дреговичей может осуществляться на основании письменных сообщений соц –экономического характера, общих для всей Древней Русси, по материалам археологических памятников этой эпохи и территории, а также на основании аналогии с учетом уровня развития свех восточнославянских племен.следует учитывать, что с формированием единого Древнерусского государства складывались предпосылки ёёи осущевствлялся поцесс формирования единной древнерусской народности. Его основой были единство языка, территории, государственной пренадлежности, идеологии, уровня развития производительных сил, экономического и общественного уклада, бытовых особенностей повседневной жизни.

    В то же время, по-видимому, сохранялись остятки диалектов, обычаев и нравов, что отмечалось на раннем этапе их истории летописцем. Это своеобразие находит подтверждение в археологическом материале, фиксирующем только у дрегочей специфические украшения –крупнозерненые бусы.

ГЛАВА 6

                                 Политическая история.

Основным источником изучения политической истории дреговичей, как и других восточнославянских племенных объединений, являются письменные памятники. Однако конкретные сведения по истории отдельных древнерусских племенных объединений в древнейших русских письменных русских источникахвстречаются редко. Как правило, они носят характер отдельных упоминаний племен в связи с теми или другими событиями политического характкра. Это объясняется прежде всего характером летописи, основной целью которой являлось отражение событий общерусского государственного значения, а также хронологической и территориальной удаленностью событий от времени и места состовления древне русских сводов. На характкр сообщений влияли также личные взгляды летописца,общая соц и политическая обстоновка. По эти причинам воссоздать конкретную объективную историю отдельных древнерусских племен невозможно.

      Политическая история дреговичей не исследоваласьв монографических работах. Отдельных ее факторов и событийкасались авторы обобщяющих работпо истории Древней Русси. Значительное этому вопросу уделенно в работе М В Довнар-Запольского «Очерк историикривичской и дреговичской земель до середины XII в.»(1881). Автор собрал и сопоставил все сообщения древнерусских летописей о дреговичах, городах в пределах их расселения, политических событиях связанных с этой территорией. Однако в ссвязи с неоднообразностью в то время в исследовании не рассмотрены вопросы о герезесен дреговичей, характере летописных «племенных княжений», времени их существования и соц –экономической природе, их прирастании в феодальные княжества.

    Учитывая совокупность всех факторов и источников, историю дреговичей можноможно расчленить на два крупных периода. Первый из них характкризуется временем расселения дреговичей в бассейне Припяти, временем существования у них отдельного самостоятельного союза племен. Второй пкриод начинается с выделения из состава Киевского княжества самостоятельного княжества с центром в Турове(988 г.) и характкризуется утверждением феодального строя.