Аннотация монография П.Ф.Лысенко «Дреговичи»

Страницы работы

Содержание работы

                                            ЗАДАНИЕ 2

    ,

Аннотация монография П. Ф. Лысенко «Дреговичи»

ГЛАВА 1

Сообщения письменных источников о дреговичах.

Немногочисленные сообщения о  дреговичах в древнейших письменных источниках не позволяют создать цельной картины о происхождении, расселении и образе жизни этой этнической группы восточного славянства. Первое упоминание дреговичах в древнейших летописях записано в недатированной части «Повести временных лет»,сообщают о расселении славянских племен на Восточно-Европейской равнине после их пришествия с Дуная. В числе переселившихся племен летописец называет дреговичей: «а друзии седошамежю Припятью и Двиною и нарекошася дреговичи». Эта краткая запись свидетельствует лишь оприкосновении дреговичей к славянам о расселении которых ведет летописец, и рпиблизительно указывает засселенную ими территорию, расположенную у хорошо известных летописцу крупных географических ориентиров. Славянская пренадлежность дреговичей подтверждается очередным летописным упоминанием, производящим отмеживание славянских племен от инородного населения Восточной Европы: «се бо токмо словенск язык в Русси…А се суць инии языцыююю» В этой записе дриговичи перечисляютсясреди племен принадлежащих к славянской этнической группе. В недетированной части «Повести временных лет» имеется еще одно упоминание о дреговичах при перечислении славянскизх племен, имеющих «свое княжение». Это упоминание свидетедьствует о значительной социальной дифференциации и разложении первобытной общины у дреговичей, о том, что  по соц развитию дреговичи находились в числе наиболееразвитых восточнославянских племен во время написания летописи или незадолго перед этим. Время, к которому относится описываемые соботия, в летописи точно не датировано. Несомнено, оно предшествует началу точно датированых сведений лектописания (середина IX в.). однако из-за отсутствия точной даты в летописе первым конкрктным упоминанием восточнославянских дреговичей в писменных истор источниках принято считать упоминание дреговичий в труде византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении государством» (948-952 гг.), где аввтор упоминает дреговичей среди племен, плативших дань киевскому князю.

    В дальнейшем дреговичи упоминаются летописью в 1116 г., когда минский князь «…Глеб бобяще воевал дреговичи и Слуцк поджег…». Запись свидетелбствует, что Слуцк расположен на территориидреговичей, принадлежащей враждебнуму туровскаму княжеству. По-видимому, Слуцк находился на пограничье этого княжества, однако даннаязапись не содержит указаний на этническую границу дреговичей. Последние летописное упоминание дреговичей относится к 1149 г. Великий киевский князь Юрий Владимирович отдал черниговскому князю Святославу Ольговавичу «…и Слуцк и Клечьск и вси дреговиче». Эта запись также не уточняет этническую территорию дреговичей по сравнению с ее локализацией согласно первоначальной записи о расселение. На этом обрываются упоминания в летописях этнического названия дреговичей.

ГЛАВА 2

                     Погребальный обряд.

    Характерной особенностью погребального обрыда восточных славян является сооружение землянной погребальной насыпи, как правило , полусфирической формы (кургана), которая возводилась над останками покойного.

    Курганы широко распространены по всей территории расселения восточных славяню наличие их в южной и центральной Беларуссии подтверждает сообщение летописца о расселении дреговичей в этом регионе.

    Погребальные курганы дреговичей однообразны по внешниму виду, круглые в плане и имеют полусферическую формую. Иногда под воздействием различных факторов, в основном внешних, правильность формы нарушается,  курганы приобритают слегка  вытянутую , овальную форму, нарушается правельность полусферы ямами, оседаниями и оплываниями насыпи, влиянием растущих на кургане кустарников и деревьевю в отдельных случаях исследователи отмечают коническую форму курганов. Очень редко встречаются курганы, имеющие в основании площадку вадратной формы и содержащие погребение способом трупо сожжения.

    У основания курганов полусферической формы исследователи отмечают кольцевые конавки-ровинки, происхождение которых связывают с выемкой земли при сооружении кургана. Нередддко кольцевая конавка прерывается тремя-четырмя перемычками, оставленными, как полагают, для прохода к подножью кургана при сооружении насыпи. Часто ровинки совершенно заплывшие и выевляются только при раскопках.

   По-видимому, к отдельной каткгории надгробных сооружений следует отнести курганы, выделяющиеся своими крупными размерами. Два таких кургана высотой до 5 м находились на окраине Пинска, один отмечин территории Бреста. Вероятно, они однотипны с курганами типа «Черной могилы», «Гульбища» (Чернигов).

   По своим размерам курганы разнообразны. Наряду с курганами, едва возвышающимися над поверхностью земли (в могильнике у д. Акулинка курганы имеют высоту 0.15-0.20м при диаметре около 4 м), встречаются курганы высотой до 3 м и диаметром до 17-18 м. Чаще всего встречаются насыпи  высотой до 1-1.5 м. Курганы, превышающие эти размеры, встречаются редко. Самые низкие в могильниках курганы возводились над погребением в подкурганных ямах, самые восокие курганы обычно содержат трупосожжение. Следует отметить, что современный вид курганов не отражает их первоначальной формы и размеров. На их сохраности отрицацельно сказалось воздействие разнообразных природных факторов. При этом меньше пострадали курганы, расположенные на территории моренных гряд и возвышенностей, сооруженные из плотных глинистых почв, более устойчевых к разрушающим действиям природных сил. Они лучше сохранили полусферичевкую форму, крутизну склонов и, по-видимому, первоначальную высоту насыпей. Хуже сохранились курганы в зоне полесье Полесья. Песчаные насыпи этой зоны легко поддавались разрушающиму влиянию природных сил и вомногом изменили первоначальную форму и размеры.

    На территории расселения дреговичей количествомогильников, насчитывающих свыше 100 курганов, невилико (д. Рычево -270, д. Мохов -620, д. Пожарки -100, ур. Горки -97, ур. Дубовик -113, д. Любоничи-113, Устиж -108, д. Леневка -300…)Расположенны они в Преднепровье и на Березене, вне этой территории встречаются редко. Невилико количество могилбников, содержащих небольшое количество курганов. Только в 6 могильниках из 64, обследованных В. З. Завитневичем в 1889, 1890, 1892 гг., курганов было меньше 15. по материалам более позних обследований, число могильников с небольшим количеством курганов возрастает, что объясняется частичным разрушением курганов в могильниках, и выявлением новых, молочисленных могильников, остававшихся неизвестными предшествующим исследователям.

ГЛАВА 3

             Инвентарь дреговичских курганов

Важное значение в изучении древнейшей истории этоговосточнославянского племенного объединения имеет исследование курганного инвентаря дреговических погребений. Вещевой материал дреговичских курганов является осоновным источником при решении вопроса о границах расселения этого племени, так как точные сведения отсутствуют в древнейших письменных источниках, а краткие малочисленные упоминания в летописях содержат общие указания на расселение дреговичей «межи Припетью и Двиной». Из-за отсутствия четких указаний в письменных источниках о территории расселения дреговичей значение первостипенного источника в решении этого вопроса приобритает вещевой материал дреговичских курганных могильников. Особая роль в определении расселения дреговичей принадлежит отдельным видам женских украшений, характерных для некоторых восточнославянских племен, которые позволяют уточнить территорию расселения дреговичей и границы их с соседними племенам.

    Большое значение имеет изучение курганного инвентаря дреговичей при рассмотрении вороса о времени заселения дреговичами территории южной и центрально части современной Белоруссии. Содержащийся в курганах инвентарь дает возможность определить время первоначального расселения дреговичей и районы освоеныеими в ходе дальнейшей колонизации обширной территории. При этомдатирующие предметы из курганых древностей помогают дополнительно решить вопрос о порядке смены деталей погребального обряда и получить надежный комлексный критерий (обряд и датирующие находки) для решения хронологических находок этого племени.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Рефераты
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0