Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия связи

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема 10. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ                        ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ                        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СВЯЗИ

10.1 Задачи и источники комплексного анализа                  производственно-хозяйственной деятельности предприятия                   связи

10.2 Система показателей комплексного анализа

10.3 Методика проведения комплексного анализа                  производственно-хозяйственной деятельности предприятия                  связи

10.1 Задачи и источники комплексного анализа                 производственно-хозяйственной деятельности                 предприятия связи

Обобщенная или сводная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия по всему комплексу экономических показателей называется комплексным анализом.

Комплексный анализ предназначен для выявления сильных и слабых сторон в деятельности предприятия связи и на этой основе выработке основных стратегических направлений в экономической политике его на следующий период.

Поэтому основными задачами комплексного анализа являются:

1 Оценка реального достигнутого состояния по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2 Оценка основных направлений и тенденций в работе предприятия за исследуемый период в пространственно-временном разрезе

3 Выявление и обоснование дальнейших направлений в работе предприятия с учетом влияния рыночных условий хозяйствования.

Исследуемый период в комплексном анализе, как правило - год

Основными источниками анализа являются:

1 Годовая бухгалтерская отчетность

-  Ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»;

-  Ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

-  Ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

2 Вся система годовой статистической отчетности

3 Данные управленческого учета

4 Данные специального обследования.

Комплексный анализ производится, как правило, на основе данных за два – три года. Если исследование производится по кварталам, то берется обычно значение исследуемого квартала в текущем году по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года.

10.2 Система показателей комплексного экономического                 анализа

Комплексный анализ охватывает все основные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия связи и поэтому основывается на изучении всех показателей, характеризующих все его экономические аспекты.

Все исследуемые экономические показатели можно разделить на две группы.

1 Количественные (объемные) показатели, которые характеризуют экстенсивное развитие исследуемых процессов и явлений. Например, выручка. объем услуг связи, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и так далее.

2. Качественные (синтетические, обобщающие) показатели, которые характеризуют интенсивное развитие изучаемых процессов и явлений. К ним относятся производительность труда, фондоотдача, себестоимость 100 руб. доходов и так далее.

При обработке исходных данных на основе количественных показателей определяются качественные показатели.

Для оценки интенсификации производства значения качественных показателей должны сопоставляться с эталонным значением. В качестве эталонного значения принимаются: 

·  нормативные значения показателей;

·  значения показателей, заложенные в плане-прогнозе на данный год;

·  значения показателей передовых предприятий связи аналогичного типа, работающих в сопоставимых климатических и других условиях.

Количественные и качественные показатели, в свою очередь, должны отражать следующие направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия связи:

·  хозяйственный результат;

·  имущественное положение;

·  деловую активность;

·  себестоимость производства;

·  финансовый результат.

10.3 Методика проведения комплексного анализа                финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя ряд последовательных и взаимосвязанных этапов

Первый этап. Проводится сбор, обработка исходных данных, построение аналитической таблицы и диаграмм. Форма аналитической таблицы представлена в виде таблицы 10.1.

Второй этап. Проводится исследование показателей, характеризующих конечные, хозяйственные результаты производства. В данном случае оценивается состояние и работа предприятия по повышению доходности. Выявляются положительные и отрицательные направления повышения доходности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 3.2 лекционного материала.

Третий этап. Проводится оценка использования производственных ресурсов предприятия. Для этого исследуется уровень и динамика использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов. Оценивается также направление развития ресурсов: интенсивное, экстенсивное. Выявляются положительные и отрицательные стороны использования производственных ресурсов. Для выполнения данного этапа необходимо изучить разделы 4.2, 5.2, 6.2 лекционного материала..

Четвертый этап. Проводится исследование затрат на производство и реализацию продукции. Оценивается состояние и работа предприятия по снижению себестоимости 100 руб. продукции. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по снижению себестоимости услуг связи. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 7.2 лекционного материала.

Пятый этап. Исследуется финансовый результат деятельности предприятия. Оценивается уровень и динамика прибыльности предприятия связи. Для этого делается анализ уровня и динамики рентабельности продаж. Далее, исследуется коэффициент соотношения прибыли до налогообложения к прибыли от продаж и коэффициент соотношения прибыли чистой и прибыли до налогообложения. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по повышению прибыльности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 8.2 лекционного материала.

 Шестой этап. Проводится оценка состояния и работы предприятия по повышению эффективности производства. Для этого исследуется уровень и динамика показателей рентабельности производства.

Таблица 10.1 – Уровень и динамика производственно-хозяйственной                                     деятельности предприятия  связи

Наименование показателей

Год

Изменение

предыдущий

отчетный

абсолютное

в %

эталон

факт

Хозяйственный результат

1 Доходы, млн. руб.

13686,9

-

19108,5

5421,6

39,6

2 То же, по тарифам базового   (предыдущего) периода, млн. руб.

13686,9

-

14520,0

833,1

6,1

3 Душевой уровень потребления    услуг связи, тыс. руб./ чел.

8,289

0,820

9,783

1,494

18,0

  Производственные ресурсы

4 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.

45756,0

-

46824,0

1068,0

2,3

5 Фондоотдача, руб.

0,299

0,398

0,408

0,109

36,5

6 Фондовооруженность, тыс. руб.

6351,5

-

6398,5

47,0

0,7

7 Коэффициент износа активных    производственных фондов, %

34,0

15,0

35,0

1,0

2,9

8 Среднесписочная численность   работников, чел.

7204

-

7318

114

1,5

9 Производительность труда,  тыс. руб.

1899,9

2600,0

2611,2

711,3

7,4

10 Средняя заработная плата одного     работника, тыс. руб.

401,9

360,0

516,0

114,1

28,4

11 Среднегодовая стоимость    материальных оборотных средств,    млн. руб.

3156,0

-

4133,0

977,0

31,0

12 Оборачиваемость    материальных оборотных средств, об.

4,34

4,8

4,62

0,29

6,6

Себестоимость услуг связи

13 Затраты на производство, млн. руб.

12865,8

-

17883,4

5017,6

39,0

14 Себестоимость 100 руб. доходов, руб.

94,0

93,0

93,6

- 0,5

- 0,5

Финансовый результат

15 Балансовая прибыль, тыс. руб.

821,1

-

1225,1

404,0

49,2

16 Прибыль от продаж, руб. 

0,060

0,180

0,064

0,004

6,7

17 Прибыль до налогообложения,     млн руб

831,0

-

1231,0

400,0

48,1

18 Прибыль чистая, млн. руб.

681,4

-

1009,4

328,0

48,1

Эффективность производства

19 Рентабельность ресурсная, %

1,436

6,610

2,076

0,640

-

20 Рентабельность затратная, %

6,38

7,00

6,85

0,47

-

21 Рентабельность продаж, %

6,00

18,00

6,41

0,41

-

22 Экономическая рентабельность, %

1,75

8,63

2,42

0,67

-

Деловая активность

23 Коэффициент использования       имущества (активов) предприятия

0,352

0,450

0,458

0,106

30,1

24 Оборачиваемость текущих активов,об

1,199

2,250

1,567

0,368

30,62

Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 9.2 и 9.3 лекционного материала.

Седьмой этап. Деловая активность предприятия связи заключается в ускорении оборачиваемости имущества и текущих активов на каждом этапе операционного цикла по предоставлению услуг связи. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по повышению деловой активности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 9.2 и 9.3 лекционного материала.

Восьмой этап. Результаты анализа обобщаются, выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия, разрабатываются рекомендации по устранению недостатков

10.4 Вопросы и тесты для самопроверки усвоения                 материала  по главе 10

           Вопросы для самопроверки по главе 10

1 Что является объектом комплексного экономического анализа

Похожие материалы

Информация о работе