Тема 10. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СВЯЗИ
10.1 Задачи и источники комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия связи
10.2 Система показателей комплексного анализа
10.3 Методика проведения комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия связи
10.1 Задачи и источники комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия связи
Обобщенная или сводная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия по всему комплексу экономических показателей называется комплексным анализом.
Комплексный анализ предназначен для выявления сильных и слабых сторон в деятельности предприятия связи и на этой основе выработке основных стратегических направлений в экономической политике его на следующий период.
Поэтому основными задачами комплексного анализа являются:
1 Оценка реального достигнутого состояния по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2 Оценка основных направлений и тенденций в работе предприятия за исследуемый период в пространственно-временном разрезе
3 Выявление и обоснование дальнейших направлений в работе предприятия с учетом влияния рыночных условий хозяйствования.
Исследуемый период в комплексном анализе, как правило - год
Основными источниками анализа являются:
1 Годовая бухгалтерская отчетность
- Ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»;
- Ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
- Ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
2 Вся система годовой статистической отчетности
3 Данные управленческого учета
4 Данные специального обследования.
Комплексный анализ производится, как правило, на основе данных за два – три года. Если исследование производится по кварталам, то берется обычно значение исследуемого квартала в текущем году по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года.
10.2 Система показателей комплексного экономического анализа
Комплексный анализ охватывает все основные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия связи и поэтому основывается на изучении всех показателей, характеризующих все его экономические аспекты.
Все исследуемые экономические показатели можно разделить на две группы.
1 Количественные (объемные) показатели, которые характеризуют экстенсивное развитие исследуемых процессов и явлений. Например, выручка. объем услуг связи, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и так далее.
2. Качественные (синтетические, обобщающие) показатели, которые характеризуют интенсивное развитие изучаемых процессов и явлений. К ним относятся производительность труда, фондоотдача, себестоимость 100 руб. доходов и так далее.
При обработке исходных данных на основе количественных показателей определяются качественные показатели.
Для оценки интенсификации производства значения качественных показателей должны сопоставляться с эталонным значением. В качестве эталонного значения принимаются:
· нормативные значения показателей;
· значения показателей, заложенные в плане-прогнозе на данный год;
· значения показателей передовых предприятий связи аналогичного типа, работающих в сопоставимых климатических и других условиях.
Количественные и качественные показатели, в свою очередь, должны отражать следующие направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия связи:
· хозяйственный результат;
· имущественное положение;
· деловую активность;
· себестоимость производства;
· финансовый результат.
10.3 Методика проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя ряд последовательных и взаимосвязанных этапов
Первый этап. Проводится сбор, обработка исходных данных, построение аналитической таблицы и диаграмм. Форма аналитической таблицы представлена в виде таблицы 10.1.
Второй этап. Проводится исследование показателей, характеризующих конечные, хозяйственные результаты производства. В данном случае оценивается состояние и работа предприятия по повышению доходности. Выявляются положительные и отрицательные направления повышения доходности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 3.2 лекционного материала.
Третий этап. Проводится оценка использования производственных ресурсов предприятия. Для этого исследуется уровень и динамика использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов. Оценивается также направление развития ресурсов: интенсивное, экстенсивное. Выявляются положительные и отрицательные стороны использования производственных ресурсов. Для выполнения данного этапа необходимо изучить разделы 4.2, 5.2, 6.2 лекционного материала..
Четвертый этап. Проводится исследование затрат на производство и реализацию продукции. Оценивается состояние и работа предприятия по снижению себестоимости 100 руб. продукции. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по снижению себестоимости услуг связи. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 7.2 лекционного материала.
Пятый этап. Исследуется финансовый результат деятельности предприятия. Оценивается уровень и динамика прибыльности предприятия связи. Для этого делается анализ уровня и динамики рентабельности продаж. Далее, исследуется коэффициент соотношения прибыли до налогообложения к прибыли от продаж и коэффициент соотношения прибыли чистой и прибыли до налогообложения. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по повышению прибыльности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 8.2 лекционного материала.
Шестой этап. Проводится оценка состояния и работы предприятия по повышению эффективности производства. Для этого исследуется уровень и динамика показателей рентабельности производства.
Таблица 10.1 – Уровень и динамика производственно-хозяйственной деятельности предприятия связи
Наименование показателей |
Год |
Изменение |
|||
предыдущий |
отчетный |
абсолютное |
в % |
||
эталон |
факт |
||||
Хозяйственный результат 1 Доходы, млн. руб. |
13686,9 |
- |
19108,5 |
5421,6 |
39,6 |
2 То же, по тарифам базового (предыдущего) периода, млн. руб. |
13686,9 |
- |
14520,0 |
833,1 |
6,1 |
3 Душевой уровень потребления услуг связи, тыс. руб./ чел. |
8,289 |
0,820 |
9,783 |
1,494 |
18,0 |
Производственные ресурсы 4 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. |
45756,0 |
- |
46824,0 |
1068,0 |
2,3 |
5 Фондоотдача, руб. |
0,299 |
0,398 |
0,408 |
0,109 |
36,5 |
6 Фондовооруженность, тыс. руб. |
6351,5 |
- |
6398,5 |
47,0 |
0,7 |
7 Коэффициент износа активных производственных фондов, % |
34,0 |
15,0 |
35,0 |
1,0 |
2,9 |
8 Среднесписочная численность работников, чел. |
7204 |
- |
7318 |
114 |
1,5 |
9 Производительность труда, тыс. руб. |
1899,9 |
2600,0 |
2611,2 |
711,3 |
7,4 |
10 Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. |
401,9 |
360,0 |
516,0 |
114,1 |
28,4 |
11 Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, млн. руб. |
3156,0 |
- |
4133,0 |
977,0 |
31,0 |
12 Оборачиваемость материальных оборотных средств, об. |
4,34 |
4,8 |
4,62 |
0,29 |
6,6 |
Себестоимость услуг связи 13 Затраты на производство, млн. руб. |
12865,8 |
- |
17883,4 |
5017,6 |
39,0 |
14 Себестоимость 100 руб. доходов, руб. |
94,0 |
93,0 |
93,6 |
- 0,5 |
- 0,5 |
Финансовый результат 15 Балансовая прибыль, тыс. руб. |
821,1 |
- |
1225,1 |
404,0 |
49,2 |
16 Прибыль от продаж, руб. |
0,060 |
0,180 |
0,064 |
0,004 |
6,7 |
17 Прибыль до налогообложения, млн руб |
831,0 |
- |
1231,0 |
400,0 |
48,1 |
18 Прибыль чистая, млн. руб. |
681,4 |
- |
1009,4 |
328,0 |
48,1 |
Эффективность производства 19 Рентабельность ресурсная, % |
1,436 |
6,610 |
2,076 |
0,640 |
- |
20 Рентабельность затратная, % |
6,38 |
7,00 |
6,85 |
0,47 |
- |
21 Рентабельность продаж, % |
6,00 |
18,00 |
6,41 |
0,41 |
- |
22 Экономическая рентабельность, % |
1,75 |
8,63 |
2,42 |
0,67 |
- |
Деловая активность 23 Коэффициент использования имущества (активов) предприятия |
0,352 |
0,450 |
0,458 |
0,106 |
30,1 |
24 Оборачиваемость текущих активов,об |
1,199 |
2,250 |
1,567 |
0,368 |
30,62 |
Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 9.2 и 9.3 лекционного материала.
Седьмой этап. Деловая активность предприятия связи заключается в ускорении оборачиваемости имущества и текущих активов на каждом этапе операционного цикла по предоставлению услуг связи. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия по повышению деловой активности. Для выполнения данного этапа необходимо изучить раздел 9.2 и 9.3 лекционного материала.
Восьмой этап. Результаты анализа обобщаются, выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия, разрабатываются рекомендации по устранению недостатков
10.4 Вопросы и тесты для самопроверки усвоения материала по главе 10
Вопросы для самопроверки по главе 10
1 Что является объектом комплексного экономического анализа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.