Второй этап приватизации в России именуется как денежный. Он начался с 1 июля 1994г, основной задачей которого было увеличение отдачи от приватизации для государственных бюджетов, а не наращивание её темпов. И результатом такой политики стало уменьшение предложения продажи имущества и повышение на него цен. Итогом стало резкое опускание его количественных показателей., что дает право говорить о возможном завершении процесса приватизации.
В итоге денежного этапа в России удалось выполнить массовое распределение собственности в пользу эффективный собственников – среднего класса. Возможными представителями среднего класса в ближайшем будущем являются представитель и малого бизнеса. Система его управления должна быть активной. Важно, чтобы инициатива в предпринимательстве исходила и от управленческих органов, а не только от субъектов малого бизнеса. Осуществление такой политики и представляет собой поддержку образования среднего класса.
Именно собственность является фундаментальной основой общественных отношений. От изменений в системе собственности зависит все прогрессивные изменении в области производства, обмена, распределения и потребления. Структура собственности предопределяет во многом эффективность её функционирования.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Появление частной собственности рядом с государственной это неминуемое явление при переходе "от плана к рынку".
Конечная цель приватизации это возникновение «стратегических инвесторов» , т.е. собственников факторов производства, в интересы которых должно входить благополучное функционирование предприятий, в которые они инвестируют свои ресурсы.
Государство не всегда может выступать в роли инвестора для каждого предприятия.
Рост общественного сектора в переходной экономике является важной особенность уменьшения размеров государственного сектора при приватизации.
Следовательно, приватизация это очень важный элемент системных изменений при переходе к рынку, направленный на уменьшении роли государства в различных сферах деятельности.
В России реформа приватизации в основном уже завершилась в 1995 году (табл. 2,3). На 1996г. 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация государственных предприятий продолжалась и в последующие году, но уже не значила большой роли в реформах экономики.
Реальными собственниками стали выходцы старой партийно-хозяйственной элиты прежде всего. Мелкие акционеры(внешние инвестора) утратили возможности влиять на управление и получать хоть чуть-чуть заметные доходы. Власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, потому что при проведении приватизации допускались нарушения.
Таблица 1. Число предприятий и хозяйственных организаций в России по формам собственности (на 1 января)
Годы |
1995 |
1998 |
2000 |
2004 |
Всего тыс. |
1946 |
2727 |
3106 |
4150 |
В том числе по формам собственности, % |
||||
Государственная и муниципальная |
25,5 |
11,9 |
11,2 |
19,8 |
частная |
62,5 |
73,9 |
74,4 |
78,8 |
прочие |
12,0 |
14,2 |
14,4 |
12,2 |
Из таблицы 1 можно заметить, что доля государственных и муниципальных предприятий уменьшилась с 1995г. По 2004 всего на 5,7%.
Если еще принять к сведению, что порядочная часть из них обанкротилась из-за малой рентабельности производства и неквалифицированного руководства, то можно сделать вывод, что приватизация государственной и муниципальной собственности происходит очень медленно и малоэффективно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.