Трансформация отношений собственности в России и приватизация, страница 3

Второй этап приватизации в России именуется как денежный. Он начался с 1 июля 1994г, основной задачей которого было увеличение отдачи от приватизации для государственных бюджетов,  а не наращивание её темпов. И результатом такой политики стало уменьшение предложения продажи имущества и повышение на него цен.  Итогом стало резкое опускание его количественных показателей., что дает право говорить о возможном завершении процесса приватизации.

В итоге денежного этапа в России удалось выполнить массовое распределение собственности в пользу эффективный собственников – среднего класса. Возможными представителями  среднего класса  в ближайшем будущем являются представитель и малого бизнеса.  Система его управления должна быть активной. Важно, чтобы инициатива в предпринимательстве исходила и от управленческих органов, а не только от субъектов малого бизнеса. Осуществление такой политики и представляет собой  поддержку образования среднего класса.

Именно собственность является фундаментальной основой общественных отношений. От изменений в системе собственности зависит все прогрессивные изменении в области производства, обмена, распределения и потребления.  Структура собственности предопределяет во многом эффективность её функционирования.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Появление частной собственности рядом с государственной это неминуемое явление  при переходе "от плана к рынку".

Конечная цель приватизации это возникновение «стратегических инвесторов» , т.е. собственников факторов производства, в интересы которых должно входить благополучное функционирование предприятий, в которые они инвестируют свои ресурсы.

Государство не всегда может выступать в роли инвестора для каждого предприятия.

Рост общественного сектора в переходной экономике является важной особенность уменьшения размеров государственного сектора при приватизации.

Следовательно, приватизация это очень важный элемент системных изменений при переходе к рынку, направленный на уменьшении роли государства в различных сферах деятельности.

В России реформа приватизации в основном уже завершилась в 1995 году (табл. 2,3).  На 1996г. 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация государственных предприятий продолжалась и в последующие году, но уже не значила большой роли в реформах экономики.

Реальными собственниками стали выходцы старой партийно-хозяйственной элиты прежде всего. Мелкие акционеры(внешние инвестора) утратили возможности влиять на управление и получать хоть чуть-чуть заметные доходы. Власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, потому что при проведении приватизации допускались нарушения.

Таблица 1. Число предприятий и хозяйственных организаций в России по формам собственности (на 1 января)

Годы

1995

1998

2000

2004

Всего тыс.

1946

2727

3106

4150

В том числе по формам собственности, %

Государственная и муниципальная

25,5

11,9

11,2

19,8

частная

62,5

73,9

74,4

78,8

прочие

12,0

14,2

14,4

12,2

Из таблицы 1 можно заметить, что доля государственных и муниципальных предприятий уменьшилась с 1995г. По 2004 всего на 5,7%.

Если  еще принять к сведению, что порядочная часть из них обанкротилась из-за малой рентабельности производства и неквалифицированного руководства, то можно сделать вывод, что приватизация  государственной и муниципальной собственности происходит очень медленно и малоэффективно.