Аналитическая справка социально-психологической службы по результатам исследования в рамках ФОК 10 классов
2012-13 год.
Исследование проводилось с использованием следующих материалов:
- Познавательный интерес учащихся (метод ранжирования.);
- Климат класса (тест Климова «определение уровня благоприятного климата»);
- Особенности мотивации;
- Познавательная потребность;
- Уровень личностной и ситуативной тревожности
Данные (представлены в процентах) позволили проанализировать следующие позиции:
Ø Важность изучаемых дисциплин (насколько ученику интересна изучаемая дисциплина);
Ø Напряжение учащихся (на уроках, выполнении д/з, самостоятельном изучении);
Ø Особенности комфортности обучения учащихся в классах (климат класса)
Ø Основные мотивы учебной деятельности, содержание;
Ø Показатели тревожности личностной и ситуативной;
Ø Насколько сформированы потребности получения знаний.
диаграмма 1
В 10 А классе самый большой объем домашнего отмечен по таким предметам как история, физика, химия, биология, математика. История в этом классе не является профильным предметом и географию ученики выполняют столько же времени, как и домашние задания по профильным предметам. В 10В классе мы считаем, что выполнение д/з на большинство предметов занимает приблизительно одинаковое время – менее часа, кроме литературы и истории. Это может быть вызвано рядом причин ( как о недостаточном объеме заданий по профильным предметам, так и о низком качестве подготовки детей, о высокой работоспособности, об отношении учителей проверке заданий, о высоком качестве преподавания предметов…и др.). В 10 Б классе на химию, биологию, физику при выполнении д/з времени тратится больше, чем на профильные предметы, кроме истории. Когда есть предметы, требующие чтения дополнительной литературы или выполнения творческого задания, время увеличивается пропорционально скорости работы учащегося и может составлять дополнительно от часа до 3 часов по предмету.
диаграмма 2
Высокий познавательный интерес учащихся 10 А класса ( важность более 80%, напряжение от 40%) - алгебра, геометрия, русский язык, физика, химия, биология;
Стабильно высокий познавательный интерес учащихся 10 А класса (важность от 60-80%, напряжение от 40%) обществознание, английский язык, история;
Стабильный познавательный интерес учащихся 10 А класса (важность от 40-60%, напряжение от 40%) литература, география, информатика, физкультура;
Низкий познавательный интерес учащихся 10 А класса (важность до 40%, напряжение ниже 40%) ОБЖ.
диаграмма 3
Высокий познавательный интерес учащихся 10 Б класса ( важность более 80%, напряжение от 40%) русский язык, литература, обществознание, английский язык, история,
Стабильно высокий познавательный учащихся 10 Б класса (важность от 60-80%, напряжение от 40%) алгебра, геометрия, география, информатика,
Стабильный познавательный интерес учащихся 10 Б класса (важность от 40-60%, напряжение от 40%) физика, химия, биология, физкультура, ОБЖ.
Низкий познавательный интерес учащихся 10 Б класса (важность до 40%, напряжение ниже 40%) не выявлен.
диаграмма 4
Высокий познавательный интерес учащихся 10 В класса ( важность более 80%, напряжение от 40%) - алгебра, геометрия, русский язык, английский язык, информатика, программирование,
Стабильно высокий познавательный интерес учащихся 10 В класса (важность от 60-80%, напряжение от 40%)литература, обществознание, география, история, физика, физкультура,
Стабильный познавательный интерес учащихся 10 В класса (важность от 40-60%, напряжение от 40%) химия, биология, ОБЖ
Низкий познавательный интерес учащихся 10 В класса (важность до 40%, напряжение ниже 40%) не выявлен.
Сравнение важности и напряжения предметов (диаграммы 5,6) показывают соответствие профилю 10 классов. Вне профиля высокая важность по математике, английскому, русскому языку. Внимание заслуживает оценка истории и географии в 10 А классе, поскольку напряжение выше показателя важности. При этом оценка учителю очень высокая (90%). В 10 Б классе напряжение значительно выше важности по географии, геометрии, физике, химии, биологии. При этом оценка учителям обычно выше, чем напряжение, кроме географии и физики. В 10 В классе напряжение по всем предметам ниже важности, кроме истории, физики, химии, биологии. При этом по истории и химии оценивают мастерство учителя выше, чем степень напряжения, а по физике и биологии ниже.
диаграмма 5
диаграмма 6
диаграмма 7
Климат как неблагоприятный расценивают 30% учащихся А класса и 27,8% учащихся Б класса. Учащиеся В класса показывают достаточный уровень комфортности пребывания в классе и 39% учеников считают, что климат класса благоприятный.
диаграмма 8
Такие параметры как престижность, долг и ответственность, благополучие, содержание учебной деятельности не являются главными мотивами (диаграммы 8,9, 10). Наиболее значимыми являются мотивы самоопределения и совершенствования. Отмечаем высокую заинтересованность к процессу обучения, что характеризует учащихся как людей самостоятельных, самодостаточных, выстраивающих собственную систему ценностей, часто не зависимую от общепризнанной. Сходные показатели в оценках мотивации сложились и в 10 В классе – втором губернаторском (диаграмма 8, 10). У учащихся 10 В класса важна еще мотивация долга и ответственности. Несколько иные мотивы значимы для 10 Б социально-гуманитарного класса, который не является губернаторским классом. Самым значимым мотивом является показатель престижности и самоопределения и самосовершенствования. В отличие от учащихся губернаторских классов учеников мотивирует не процесс, а содержание учебной деятельности.
диаграмма 9
диаграмма 10
диаграмма 11
Особенности тревожности учащихся параллели 10 классов дифференцированы в соответствии с профилем и степенью учебной нагрузки. Это проявляется в том, что у 81% учащихся 10 Б класса соц-гум не губернаторского личностная тревожность умеренная. А в губернаторских классах она высокая у 65% учащихся 10 А (ЕН) класса и 57,7% учащихся В (математический) класса. Отмечаем, что существует связь оценки климата и уровня тревожности , поскольку, том, где выявлена высокая личностная тревожность проявляется низкая оценка благоприятности климата.
Интенсивность познавательной потребности (диаграмма12) самая в высокая наблюдается в губернаторских классах и в 10В она незначительно выше, чем в 10 А..В 10 Б классе 33% учащихся отмечаются слабой интенсивностью познавательной потребности.
диаграмма 12
Выводы:
1. Профили на параллели можно считать успешно реализованными.
2. Познавательный интерес соответствует профилю класса и является достаточно высоким.
3. Отмечаем возрастание личностной тревожности в губернаторских классах.
4. Мотивация учащихся 10 параллели находится на высоком уровне, однако мотив престижности характерен для гуманитарного класса..
5. Климат в классах в целом неустойчиво-благоприятный . Наиболее благоприятный климат в 10 В классе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.