Анализ статьи Е.Е.Соколова «Неклассическая» психология А. Н. Леонтьева и его школы»

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Психологический журнал, 2001г. №6 стр.14-25

Название статьи: "Неклассическая" психология А. Н. Леонтьева и его школы

Автор: Е. Е. Соколова

Е.Е Соколова начинает свою статью со слов о том, что труды Алексея Николаевича Леонтьева пережили время их возникновения, и будут определять лицо психологической науки в XXI веке. Также она упоминает о положительных оценках, которые  даются зарубежными психологами и  публикациях работ школы А.Н. Леонтьева в различных странах мира. Помимо этого Е.Е.Соколова говорит о негативном отношении к деятельностному подходу, как к  психологическому течению развивающемся в рамках марксистской философии.  При этом автор статьи не отрицает что «в теории деятельности Леонтьева, как и в любой научной теории, есть свои "узкие" места, несомненные противоречия»

В заключении Е.Е.Соколова утверждает, что теория деятельности является развивающейся системой, а также выделяет несколько "точек роста" теории деятельности в частности:

1.Теоретическая и эмпирическая разработка основной идеи Леонтьева о невозможности изучения психики и сознания вне контекста реальных конкретно-исторических форм общественных отношений и реализующих их деятельностей.

2. Разработка психологии личности в сотрудничестве с этикой и аксиологией как "драматическая" психология

3.Пристальное внимание к конкретно- историческим исследованиям соотношения различных единиц анализа сознания (психики) друг с другом (в частности, единиц анализа "психики-деятельности" и "психики-образа"), а также процессов перехода одних единиц анализа сознания (психики) в другие.

4.Понятийная работа по согласованию различных точек зрения друг с другом, основанная на имеющихся внутри школы Леонтьева противоречиях в истолковании фундаментальных психологических категорий  понятийной работы.

В итоге можно с уверенностью сказать о том, что в целом Е.Е.Соколова дает положительную оценку теории деятельности и уверенна в ее дальнейшем развитии.

Психологический журнал, 2003г. №4 стр.118-120

Название статьи: Психологическая школа, посвященная 100-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева.

Авторы: И. В. Пасечник, А. А. Леонтьева

В статье рассказывается о событиях, происходящих во время психологической школы, посвященной 100-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева. В этой статье приводятся цитаты некоторых ученных, которые говорят о теории деятельности. Так,  А.Г. Асмолов в своем докладе «Неодеятельностная парадигма в психологии XXI века: деятельность, как существование» утверждает, что понятие деятельности несводимо только к предметной деятельности, а, напротив открыто к обогащению, деятельность  предстает, как категория бытия, существования – в диалоге с экзистенциальной философией. Е. И. Шлягина отметила, что у теории деятельности появляются настоящие наследники, которые готовы развивать ее и использовать как руководство к действию. Но далее авторы говорят о том, что теория деятельности теряет свою актуальность вследствие того, что даже московским студентам, близким к школе Леонтьева не всегда понятен смысл его теории. Н.Б.Березанская заметила, что в постановке проблем студентами идеи А.Н. Леонтьева использовались недостаточно глубоко, не отражая в полной мере понятие деятельности.

Из этих сведений можно сделать вывод о том, что, несмотря на всю сложность  теории деятельности,  студенты, так или иначе заинтересованы в ее развитии.

Журнал «Вопросы психологии» 2001г.№1 стр.145-149

Название статьи: Деятельностный подход в психологии: путь пройденный и предстоящий.

Автор: М.А.Степанова

Статья посвящена симпозиуму «Деятельностный подход в психологии: состояние, проблемы, перспективы развития», проходившему 22–23 ноября 2000 г. на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

А.А.Леонтьев ,практически в самом начале симпозиума, высказал свое мнение состоянии теории деятельности

Согласно мнению А.А.Леонтьева, выступавшего практически в самом начале симпозиума, «психологическая теория деятельности — как направление А.Н.Леонтьева, так и направление С.Л.Рубинштейна — не представляет собой сформировавшейся системы, она постоянно находится в процессе динамического изменения». Его мысль подтвердили своими докладами многие авторы, среди которых Ф.Т.Михайлов, раскрывавший тему предмета «предметно-деятельностного подхода»,  В.Т.Кудрявцева, предложивший новое понимание ребенка как субъекта деятельности, Г.Е.Залесский, рассказавший о разработанном им ценностно-деятельностном подходе.

Помимо этого  хотелось бы выделить  выступление   Н.Ф.Талызиной, которая призвала «не потерять наше национальное богатство — деятельностный подход — и построить всю психологию на принципах именно этого подхода». Однако из заключительных слов этого автора о том, что «симпозиум положил начало большой работе по сохранению деятельностной теории», можно сделать вывод, что эта теория имеет не много сторонников.

Помимо этого хотелось бы выделить выступление Н.Н.Нечаева, которое касалось принципиальных проблем психологии деятельности. Анализируя современное состояние деятельностного подхода, он подчеркнул, что игнорирование реального бытия — удел многих исследователей, реализующих деятельностный подход, в том числе и работающих в рамках школы П.Я.Гальперина. По его мнению, если деятельность — жизненный процесс, то важно исследовать конкретный жизненный процесс, а не его абстракцию.

В целом, можно сказать, что участники симпозиума уверенны в том, что теория деятельности перешла на новую ступень развития и будущее психологии заключается в дятельностном подходе. 

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0