Эмпирические характеристики нервного сигнала. Вторичные характеристики перцептивного образа. Местоположение мышления на шкале уровня изоморфизма:, страница 2

- целостность – целое больше суммы составляющих его частей, при выпадении отдельных частей, целое сохраняется, отдельный элемент когда он помещается в разные целостности воспринмается по разному  - целое остается когда многое чего исчезает

- обобщенность – воспринимаем объект как единичный и как представитель класса –

Эксперементальная процедура. В ущемленных условиях. – последовательность превращается в одновременность – смена времени экспозиции(показываем изображение за миниальное количество времени), чуть увеличили время экспозиции – человек что то снова изобразил.

Были выделены отдельные этапы:

1 различениеп положения предмета и грубая оценка его общих пропорций

2 мерцание формы, т е испытуемый не может отобразить форму

3 различениерезких препадов кривизны

4 глобальноадекватное восприятие в котором форма представлена без разлечения деталей, без сохранение величин углов

5 адекватное отражение формы во всех полноте деталей

6 полное воспроизведение пространственной структуры объекта его формы и величины

Механизм формирования перцептивного образа

- Местоположение объекта в пространстве и этому соответствует  общекодовый,  - если мы улучшаем условия восприятия то отображается  мерцание формы, изменение той формы, которую мы отображаем, соответствует пространственному,   -  увеличили время экспозиции добавилось изменение во времени, мы отображаем форму более отчетливо, присутствует неизменно в адекватном  …. Аффинный уровень.

Форма представлена без деталей, форма представляется адекватно, размеры не сохраняются. Уровень изоморфизм подобия.

Накладывается изображение размеров. Уровень метрического инварианта(интегрального) . все соотношение отображаются адекватно.

Мы отображаем последовательно детали объекта  очень быстро – превращение последовательности в пространственную предметность. Мы воспринимаем объект очень быстро и не считываем кусочков.

Модальностные характеристики. Модальность – отображение качественной специфичности. (ощущение зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое) в зависимости от анализатора, который перерабатывает ту или иную информацию. 

Ощущение мы относим к уровню перциальнометрического инвариант. Какие-то качества должны отображаться  адекватно. 

Интенсивность ощущения (восприятия) – интенсивность восприятия,  зависит  от интенсивностью раздражителя.  Порог раздражение – величина внеш раздраж, при котором возникает минимальное ощущение.  Дальнейшее повышение внеш раздражителя – психофизическте законы – Вебер, Фехнер, Стивинс

Представление

- мы имеем образ и мы можем его воспроизвести в отсутствии  реально действующего сейчас  объекта. Вторичный образ. Строится на основе образа который был ранее построен .

Моя комната – в данный момент нет ее перед нами, но мы можем ее представить.  На основе образа сохраненного в нашей памяти.

Пространственно временных характеристик. – интенсивностные и модальностные характер.

Пространсвенно-временные – несколько искажены(образ не полон) по сравнении с перцептивным образом (первичным) :

- Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. Мы видим одну область а представить весь образ. (мы можем представить и лицо и спину объекта).

- взаимообособление фигуры и фона – мы можем представляоть отдельно фигуру от фона и фон отдельно от фигуры,  а строить перцептивный образ не возможно построить только вместе вон и объект

- выпадение абсолютных величин, несохранение числа однородных элементов, нарушение воспроизведения абсолютных размеров – счетности, нервности – представить иссааковский собор, но мы не можем прямо сейчас сказать сколько там колонн; нам очень сложно судить о размерах на основе образов представления

- преобразование геометрической формы в топологическую схему – схематизация образа – нарисовать человека, можно очень точно изобразить, а можно в виде схемы, все детали не сохраняются, обобщенность образа. (представить здание образа оперного театра новосибирска, это единичный вариант объекта, представить стол – их много, и каждый человек представит себе определенный стол, представляем объект с его базовыми характеристиками)