Парадоксы сознания.
По Аллахвердову, существование сознания самоочевидно, но природа его не дается с непосредственной очевидностью, присущей явлениям сознания. Любому человеку ясно, что он обладает сознанием. Например, когда человек читает, он понимает, что читает именно он, а не кто-то другой. Но нам не очевидно наличие сознания у других людей, как у нас самих. Сознание обеспечивает познание, но мы не можем познать природу сознания. Сознание не порождает себя. Это естественный процесс, который мы не в силах объяснить.
Возможности сознания значительно ограничены по объему, но сами эти ограничения не содержатся в самом сознании. Ограничения сознания видны из экспериментов, но не могут быть объяснены ни самим сознанием, ни физическими, ни биологическими, ни любыми другими аспектами.
Осознанная информация не существует без наличия неосознанной информации. Неосознанная информация непосредственно влияет на содержание осознанной информации. Неосознанная информация – фон.
Сознание избегает неопределенности, но стремится к ней. Сознание пытается избежать этого, но, тем не менее, перестает работать в отсутствие проблем с равносторонним выбором.
Субъективная не случайность выбора. Сознание может выстроить логическую идею случайности, но не способно на переживание случайности. Сознание не способно генерировать случайные ряды.
Сохранение осознаваемого обеспечивается только путем его изменения. Закон Джеймса, что не изменяется – не осознается или исчезает из сознания.
Сравнительный анализ человека с идеальным мозгом, не обладающим сознанием и человека, обладающий сознанием.
По Аллахвердову, мозг – идеальный объект, так как мощность его не ограниченна, возможности чрезвычайно велики и достаточны, чтобы человек приспособлялся к окружающему миру. Возможности мозга превосходят возможности сознания. Есть работа мозга и этой работы зачастую достаточно для нормального функционирования организма. Сознание возникает, когда мы стоим перед равновероятным выбором. Мозг делает случайный выбор, а сознание приписывает этому выбору неслучайные причины. Для определенного типа ситуации более эффективно включения сознания, потому что в аналогичной ситуации мы повторяем этот выбор. Мы можем заблуждаться, тогда сознание пытается защитить старые установки, но потом формируется новый тип поведения.
Человек, обладающий идеальным мозгом, но лишенный сознания, (первый) в случаях одинакового выбора будет делать случайный выбор, способен генерировать случайные ряды, а человек, обладающий сознанием (второй) – искать дополнительные причины для совершения выбора. Оба могут ошибиться, но в случае ошибки, первый не извлечет из этого никакого опыта и может повторить ошибку, а второй – возможно, извлечет из этого опыт и при подобном выборе не ошибется. Первый не ограничен сознанием в своих физических способностях, как второй. Второй ограничен сознанием и не обладает феноменальной памятью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.