МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ нОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ |
[Введите название документа] |
[Введите подзаголовок документа] |
Фёдорова К.И. Войтих Г.В. Щербакова Е.А. |
29.12.2009 |
Научный руководитель
Первушина Ольга Николаевна
Кандидат психологических наук
Цель работы: Проследить динамику развития взглядов на деятельность, как на предмет психологии. А также предсказать развитие перспективы теории деятельности в будущем.
Введение и обобщение: Нами были проработаны следующие периодические издания:
1) «Психологический журнал»
2) «Вопросы психологии»
3) «Альманах Восток»
4) «Культурно – историческая психология»
Из за недостаточного объема первоначально найденного материала мы решили расширить свою задачу. В результате мы рассмотрели данные издания за все годы XXI вместо последних 7 лет.
1) Автор: А.В. Брушлинский
Тема: Деятельность субъекта как единство теории и практики.
Источник: Психологический журнал за 2000 год. Выпуск 6.
Анализ выполнил Войтих Г.В.
2) Автор: А.А. Леонтьев
Тема: Ключевые идеи Л.С. Выготского - вклад в мировую психологию 20 века
Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 4
Обзор выполнил Войтих Г.В.
3) Автор: Соколова Е.Е.
Статья: «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева и его школа
Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 6.
Анализ выполнила Щербакова Е.А.
4) Автор: Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова
Статья:«К психологической теории ситуации»
Источник: «Психологический журнал», выпуск №1, 2002 г.
Анализ выполнила Щербакова Е.А.
5) Автор: А.А. Леонтьев
Тема: Школа Л.С. Выготского. Линии преемственности.
Источник: Психологический журнал за 2004 год. Выпуск 5
Анализ выполнил Войтих Г.В.
6) Журнал «Научный мир», выпуск №3, 2005 г. (в 2006 г. публиковались в журнале «Культурно-историческая психология», выпуск №2)
Отрывки из книги: «Деятельностная теория мышления»
Автор: Давыдов В.В.
Анализ выполнила Фёдорова К.И.
7) «Психологический журнал», выпуск №1, 2005 г
Статья: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
Автор: Корнилова Т.В.
Анализ выполнила Щербакова Е.А.
8) Альманах «Восток» выпуск №3 (39), май 2006 г.
Статья: «Наследие деятельностного подхода и современность»
Автор: В.А.Лекторский.
Анализ выполнила Фёдорова К.И.
9) Журнал «Культурно-историческая психология» выпуск №4, 2006.
Статья: «К вопросу об эволюции теории деятельности»
Автор: Бэкхёрст Д.
Анализ выполнила Фёдорова К.И.
· Автор: А.В. Брушлинский
Тема: Деятельность субъекта как единство теории и практики.
Источник: Психологический журнал за 2000 год. Выпуск 6.
А.В. Брушлинский считает что в теории деятельности очень органично раскрывается и, что важно, развивается единство теории и практики.
В деятельности теория и практика едины. При разделении теории и практики, они перестают быть деятельностью.
Цитата: "Практика, отделенная от теории (как и теория, оторванная от практики), не является деятельностью в строгом смысле слова. Лишь в составе единой деятельности практика существенна для познания."
Автор замечает, что в нашей стране существует разрыв между теорией и практикой. В этом случае теория деятельности может помочь сократить этот разрыв.
Существуют 2 крайних типа органической взаимосвязи практики и теории:
1. От практики к теории
2. От теории к практике
Также автор отмечает и пользу от единства теории и практики.
Цитата: "Взаимосвязь теории и практики - огромное преимущество для науки." Не могу не согласиться с этой цитатой. Ведь при недостатке практики возникают вопросы о необходимости теории и сомнения насчет целесообразности теории вообще.
Также в статье дается определение слова "Субъект"
Субъект - человек или люди на высшем индивидуальном уровне активности, системности и автономности. Считаю важным заметить, что при этом окружающая среда является для субъекта не только раздражителем, но и объектом действия.
Итог: Психология доказывает необходимость единства и практики . И это единство, по мнению А.В. Брушлинского, дает именно теория деятельности.
· Автор: А.А. Леонтьев
Тема: Ключевые идеи Л.С. Выготского - вклад в мировую психологию 20 века
Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 4
А.А. Леонтьев отмечает основные положения психологической концепции Л.С. Выготского.
Основной идеей концепции является... Цитата: "единство знака, общения и деятельности"
Автор отмечает что психологическая концепция деятельности является важным вкладом в мировую психологию.
Выготский пытался построить психологическую концепцию в которой соединялись бы: Знак (слово), социум (общение) и деятельность в теоретическом единстве.
Основные моменты психологической концепции Л.С. Выготского:
1.Четкий анализ значения как психологического понятия
2. Динамический характер значения . Значение выступает как путь от мысли к слову.
3. Понятие предметного значения
4. Смысловое строение сознания
5. Социальная природа значения
6. Значение как единство общения и обощения
7. Слово и действие объединены в единую психологическую систему
Из концепции Л.С. Выготского можно выделить итог:
В основе нового способа оперирования с вещами, предметами, лежит словесное значение, слово как орудие социального контакта, общения. Вместе с тем развитие этого способа невозможно без практики, без опоры на реальные свойства вещей.
· Автор: Соколова Е.Е.
Статья: «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева и его школа
Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 6.
Статья посвящена истории и теоретическому анализу научного творчества выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева. Подробно освещены мало изученные страницы творчества Леонтьева в Харьковской школе, дан теоретический анализ основных понятий и проблем, разработанный им общепсихологических концепций, выявлены количественные особенности «неклассической
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.