Из всего сказанного возникает вопрос, может ли быть введен моральный запрет на поиск истины?
Акацци отвечает на этот вопрос так: «Одна из причин, позволяющих считать развитие современной науки признаком прогресса человеческой цивилизации, состоит в том, что о наука отстаивает правомерность исследования истины и дает отпор любым формам запрета на поиски истины. Следовательно цели чистой науки морально не уязвимы, она всегда стремится к благу, как таковому. Главное понятие здесь – ответственность. Ответственность возлагается не только на ученых. Ее разделяют все люди. Любое ответственное решение, выбор стратегии, поведения связан с риском. Риск является глубинной характеристикой человеческой природы. Любой человеческий проект есть риск, связанный с выбором цели, средств и последствий. Человек, который не расположен рисковать, отрекается от самореализации, следовательно возникает вопрос оправданности и допустимости риска; должен ли исследователь (техник) рисковать в ситуации, угрожающей ущербом ему самому и окружающим? Или риск это стихия спонтанная? Все эти вопросы будут прозрачнее и разрешимы, если понимать науку, технику как коммуникативные стратегии, обращенные к человеку. И если мы поймем, что все, что мы делаем в развитии нашей цивилизации, есть наш общий разговор, общее дело, общая мечта, у нас не будут возникать вопросы о моральности технического прогресса.
Мир в котором мы живем плод нашей деятельности, т.е. коммуникации. Человек может следить больше, чем имеет на то право. Именно в этой связи и возникает потребность в особой этике – техноэтике. Техника ориентирована изначально на добро, но к сожалению благими пожеланиями вымощена дорога в ад, об этом постоянно напоминают новые технологические катастрофы.
Каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет: функциональной пригодности, экономичности, благосостояния и здоровья людей, их безопасности, развития личности и общества, экологического качества.
В 1974 г. В Израиле на международном симпозиуме выдающимися философами, учеными техниками была принята декларация о технике и моральной ответственности.
В декларации отмечалось. Что частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе. Техника не является морально нейтральной. Не допустимо делать человека придатком машины. Каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека, как свободной творческой личности. Итак техноэтика включает в себя такие понятия, как справедливость, счастье, свобода, ответственность, ценность личности, безопасность, экологическое совершенство, здоровье человека, отсюда и вытекает основное понятие техноэтики – ответственность. А поскольку человечество имеет всепланетарный статус, поэтому возникающие проблемы с развитием технического прогресса имеют глобальный характер. Их список огромен – это катастрофическое загрязнение человеком окружающей среды, обеспечение общества вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами. Выход из состояния экологического кризиса, регулирование роста населения в ареалах нищеты и голода, обеспечение мира между народами, не допущение войн с применением оружия массового уничтожения людей, преодоление забвения достижений культуры. Нравственности, образования, уничтожение ядерного оружия, экономия природных ресурсов и многое другое. В связи с этим вырабатывается новая стратегия человечества,- в которой необходимо последовательно, шаг за шагом, бдительно и ответственно реализовывать философские и этические потенциалы современного человека.
Проведя анализ статьи А.А.Воронина «Техника и мораль» можно сделать следующие выводы:
За последние 100-150 лет технический прогресс стремительно развивается. Это плод человеческого разума и его рук. Человеческое сообщество в лице некоторых государств, используя технический прогресс стремилось и стремиться к господству в мире, доказывая свою силу и мощь, руководствуясь не всегда этическими и моральными нормами, главное конечный результат. Поэтому рассматривать моральность или аморальность технического прогресса, техники, технологии нельзя, т.к. эти понятия прежде всего относятся к человеку, человеческому социальному сообществу, который полностью несет ответственность за все свои действия. Заслуживает порицания тот, кто беззаботно движет технику вперед, фактически фактически отставая в нравственности. Призыв к технику, инженеру гласит : «Сотвори добро! Будь смелым и изобретательным, но и ответственным за свои действия.»
ЛИТЕРАТУРА
1. А.А.Воронин «Техника и мораль» ж. Вопросы философии № 10 . 2004 г.
2. В.А. Канке «Философия Исторический и систематический курс»
Изд. Корпорация «Логос» Москва 1997 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.