УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ТАЛГАР-М»
А.Н.Анохин
СASE-ТЕХНОЛОГИЯ:
МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Учебное пособие для слушателей повышения квалификации
Москва 2000
Анохин А.Н. CASE-технология: моделирование управленческих процессов в организации. М.: Талгар-М, 2000
Рассматриваются принципы обследования, описания, моделирования, анализа и проектирования управленческих и технологических процессов в организации с использованием современных методов и средств. Описываются теоретические основы функционального моделирования и его место в процессе проектирования автоматизированных систем. Сделан обзор наиболее известных отечественных и зарубежных методик и технологий моделирования. Подробно излагаются основы стандарта IDEF (методика SADT), практические и методические вопросы построения структурных и потоковых моделей. Изложение материала сопровождается демонстрацией соответствующих возможностей пакета BPwin и примеров, выполненных в данной среде. Приводится практический опыт, полученном в ходе моделирования бизнес-процессов ряда средних и крупных предприятий и организаций.
Учебное пособие предназначено для слушателей повышения квалификации, профессиональная деятельность которых связана с автоматизацией предприятий и организаций, консалтингом и управленческой деятельностью, а также для студентов старших курсов специальности 220200 – Автоматизированные системы обработки информации и управления.
© Анохин А.Н., автор, 2000
© ООО «Талгар-М», 2000
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ................................................................ 5
1.1. Модели жизненного цикла ИС.............................................................................................................. 6
1.1.1. Каскадная модель................................................................................................................................. 6
1.1.2. Водопадная модель.............................................................................................................................. 6
1.1.3. Спиральная модель............................................................................................................................... 7
1.2. Этапы жизненного цикла ИС................................................................................................................. 8
1.2.1. Процессы по ISO/IEC 12207................................................................................................................ 9
1.2.2. Этапы по ГОСТ 34-601-90................................................................................................................... 9
1.2.3. Этапы, принятые в современных технологиях............................................................................. 11
1.3. Стратегии проектирования ИС............................................................................................................ 14
1.3.1. Метод шахт........................................................................................................................................... 14
1.3.2. Метод пластов..................................................................................................................................... 15
1.4. Траектории проектирования ИС......................................................................................................... 17
1.4.1. Стандарт MRP...................................................................................................................................... 18
1.4.2. Стандарт ERP....................................................................................................................................... 18
1.4.3. Стандарт CSRP..................................................................................................................................... 19
1.4.4. Подход CPI/TQM................................................................................................................................. 19
1.4.5. Стандарт ISO9000............................................................................................................................... 20
2. Задачи и методы обследования предприятия............................................................. 20
2.1. Выявление целей и задач ИС............................................................................................................... 20
2.2. Анкетирование руководителей предприятия................................................................................... 22
2.3. Роль, задачи и место функционального моделирования при проектировании ИС................. 29
3. Развитие методов функционального моделирования (обзор)........................ 30
3.1. Типы функциональных моделей........................................................................................................ 30
3.1.1. Метод функционально-операционного анализа.......................................................................... 30
3.1.2. Метод анализа норм выработки решений..................................................................................... 30
3.1.3. Модуль-метод...................................................................................................................................... 31
3.1.4. Метод матричного моделирования................................................................................................ 31
3.1.5. Метод семиотического анализа....................................................................................................... 33
3.1.6. Метод схем информационных связей............................................................................................ 33
3.1.7. Метод схем потоков информации................................................................................................... 33
3.1.8. Метод последовательного анализа задач управления............................................................... 34
3.2. Цели и задачи стандартизации функционального моделирования............................................ 36
4. ОСНОВЫ CASE-ТЕХНОЛОГИИ............................................................................................................ 37
4.1. Структурные диаграммы...................................................................................................................... 37
4.2. Диаграммы потоков данных................................................................................................................ 39
4.3. Диаграммы рабочих процессов.......................................................................................................... 40
4.4. Области применения моделей............................................................................................................. 43
5. СОСТАВ И СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ............................................................ 44
5.1. Иерархическая структурная декомпозиция процессов................................................................. 44
5.2. Ролевые функции дуг............................................................................................................................ 47
5.3. Описательные возможности моделей............................................................................................... 51
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................. 52
1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Жизненный цикл – это модель процесса создания и использования ИС, отражающая ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной системе и заканчивая моментом ее полного вывода из эксплуатации у всех пользователей. Опыт показывает, что полная продолжительность жизненного цикла ИС в современных условиях составляет около 6–7 лет. Такие цифры обусловлены следующими факторами:
· за этот период на предприятии могут произойти структурные и организационные изменения, требующие серьезной корректировки структуры и алгоритмов работы ИС;
· сама система «обрастает» многочисленными доработками, делающими ее неэффективной и слишком запутанной;
· происходит полная смена аппаратной и программной платформы, появляются новые информационные технологии.
Различные модели жизненного цикла ИС можно классифицировать по следующим четырем основным признакам:
· тип модели жизненного цикла;
· номенклатура этапов и процессов жизненного цикла;
· стратегия проектирования ИС;
· траектория проектирования ИС.
Тип модели жизненного цикла определяет принцип проектирования, который, как правило, носит нисходящий итерационный характер. Наибольшее распространение получили три следующих типа модели жизненного цикла ИС: 1) каскадная модель; 2) поэтапная модель с промежуточным контролем («водопадная» модель); 3) спиральная модель.
Содержание процесса создания и эксплуатации ИС определяется номенклатурой этапов и процессов жизненного цикла ИС. Самым простым и наиболее общим является перечень этапов, состоящий из пяти пунктов: 1) анализ; 2) проектирование; 3) реализация; 4) внедрение; 5) сопровождение.
Стратегия проектирования ИС определяется последовательностью
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.