CASE-технология: моделирование управленческих процессов в организации: Учебное пособие

Страницы работы

54 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ТАЛГАР-М»

А.Н.Анохин

СASE-ТЕХНОЛОГИЯ:

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Учебное пособие для слушателей повышения квалификации

Москва 2000

УДК 681.31

Анохин А.Н. CASE-технология: моделирование управленческих процессов в организации. М.: Талгар-М, 2000

Рассматриваются принципы обследования, описания, моделирования, анализа и проектирования управленческих и технологических процессов в организации с использованием современных методов и средств. Описываются теоретические основы функционального моделирования и его место в процессе проектирования автоматизированных систем. Сделан обзор наиболее известных отечественных и зарубежных методик и технологий моделирования. Подробно излагаются основы стандарта IDEF (методика SADT), практические и методические вопросы построения структурных и потоковых моделей. Изложение материала сопровождается демонстрацией соответствующих возможностей пакета BPwin и примеров, выполненных в данной среде. Приводится практический опыт, полученном в ходе моделирования бизнес-процессов ряда средних и крупных предприятий и организаций.

Учебное пособие предназначено для слушателей повышения квалификации, профессиональная деятельность которых связана с автоматизацией предприятий и организаций, консалтингом и управленческой деятельностью, а также для студентов старших курсов специальности 220200 – Автоматизированные системы обработки информации и управления.

© Анохин А.Н., автор, 2000

© ООО «Талгар-М», 2000

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ................................................................ 5

1.1. Модели жизненного цикла ИС.............................................................................................................. 6

1.1.1. Каскадная модель................................................................................................................................. 6

1.1.2. Водопадная модель.............................................................................................................................. 6

1.1.3. Спиральная модель............................................................................................................................... 7

1.2. Этапы жизненного цикла ИС................................................................................................................. 8

1.2.1. Процессы по ISO/IEC 12207................................................................................................................ 9

1.2.2. Этапы по ГОСТ 34-601-90................................................................................................................... 9

1.2.3. Этапы, принятые в современных технологиях............................................................................. 11

1.3. Стратегии проектирования ИС............................................................................................................ 14

1.3.1. Метод шахт........................................................................................................................................... 14

1.3.2. Метод пластов..................................................................................................................................... 15

1.4. Траектории проектирования ИС......................................................................................................... 17

1.4.1. Стандарт MRP...................................................................................................................................... 18

1.4.2. Стандарт ERP....................................................................................................................................... 18

1.4.3. Стандарт CSRP..................................................................................................................................... 19

1.4.4. Подход CPI/TQM................................................................................................................................. 19

1.4.5. Стандарт ISO9000............................................................................................................................... 20

2. Задачи и методы обследования предприятия............................................................. 20

2.1. Выявление целей и задач ИС............................................................................................................... 20

2.2. Анкетирование руководителей предприятия................................................................................... 22

2.3. Роль, задачи и место функционального моделирования при проектировании ИС................. 29

3. Развитие методов функционального моделирования (обзор)........................ 30

3.1. Типы  функциональных моделей........................................................................................................ 30

3.1.1. Метод функционально-операционного анализа.......................................................................... 30

3.1.2. Метод анализа норм выработки решений..................................................................................... 30

3.1.3. Модуль-метод...................................................................................................................................... 31

3.1.4. Метод матричного моделирования................................................................................................ 31

3.1.5. Метод семиотического анализа....................................................................................................... 33

3.1.6. Метод схем информационных связей............................................................................................ 33

3.1.7. Метод схем потоков информации................................................................................................... 33

3.1.8. Метод последовательного анализа задач управления............................................................... 34

3.2. Цели и задачи стандартизации функционального моделирования............................................ 36

4. ОСНОВЫ CASE-ТЕХНОЛОГИИ............................................................................................................ 37

4.1. Структурные диаграммы...................................................................................................................... 37

4.2. Диаграммы потоков данных................................................................................................................ 39

4.3. Диаграммы рабочих процессов.......................................................................................................... 40

4.4. Области применения моделей............................................................................................................. 43

5. СОСТАВ И СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ............................................................ 44

5.1. Иерархическая структурная декомпозиция процессов................................................................. 44

5.2. Ролевые функции дуг............................................................................................................................ 47

5.3. Описательные возможности моделей............................................................................................... 51

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................. 52

1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Жизненный цикл – это модель процесса создания и использования ИС, отражающая ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной системе и заканчивая моментом ее полного вывода из эксплуатации у всех пользователей. Опыт показывает, что полная продолжительность жизненного цикла ИС в современных условиях составляет около 6–7 лет. Такие цифры обусловлены следующими факторами:

·  за этот период на предприятии могут произойти структурные и организационные изменения, требующие серьезной корректировки структуры и алгоритмов работы ИС;

·  сама система «обрастает» многочисленными доработками, делающими ее неэффективной и слишком запутанной;

·  происходит полная смена аппаратной и программной платформы, появляются новые информационные технологии.

Различные модели жизненного цикла ИС можно классифицировать по следующим четырем основным признакам:

·  тип модели жизненного цикла;

·  номенклатура этапов и процессов жизненного цикла;

·  стратегия проектирования ИС;

·  траектория проектирования ИС.

Тип модели жизненного цикла определяет принцип проектирования, который, как правило, носит нисходящий итерационный характер. Наибольшее распространение получили три следующих типа модели жизненного цикла ИС: 1) каскадная модель; 2) поэтапная модель с промежуточным контролем («водопадная» модель); 3) спиральная модель.

Содержание процесса создания и эксплуатации ИС определяется номенклатурой этапов и процессов жизненного цикла ИС. Самым простым и наиболее общим является перечень этапов, состоящий из пяти пунктов: 1) анализ; 2) проектирование; 3) реализация; 4) внедрение; 5) сопровождение.

Стратегия проектирования ИС определяется последовательностью

Похожие материалы

Информация о работе