Оптимизация функционирования автоматизированных систем методами теории массового обслуживания: Учебное пособие по курсу «Моделирование систем»

Страницы работы

44 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ФАКУЛЬТЕТ КИБЕРНЕТИКИ

Оптимизация функционирования

автоматизированных систем

методами теории массового обслуживания

Гулина О.М.

Обнинск 2010

УДК

Гулина О.М. Оптимизация функционирования автоматизированных систем методами теории массового обслуживания: Учебное  пособие по курсу «Моделирование систем» - Обнинск: ИАТЭ. 2010.- 44 с.

Учебное пособие содержит материалы по моделированию, анализу и оптимизации автоматизированных систем  и систем управления предприятием методами теории массового обслуживания. Приведены терминология, классификация систем, основные показатели эффективности, аналитические модели для марковских и немарковских систем. Рассмотрены свойства потоков, методология построения моделей систем на основе процесса размножения и гибели, а также получение стационарных характеристик на основе уравнений Колмогорова. На содержательных примерах показаны пути формализации задачи, расчета показателей эффективности и варианты оптимизации.

Предназначено студентам специальностей АСОИУ, ИС, ВТ, «Прикладная информатика в экономике», «Менеджмент организации»

Рецензенты:     к.ф.-м.н. доц. Политюков В.П.

к.т.н. Левченко В.А.

©

© О.М. Гулина, 2010 г.

Введение

Автоматизированные системы относятся к классу сложных систем, объединяющих в себе процедуры, процессы, ресурсы, организованные для выполнения определенных задач производства, вычисления, обслуживания и т.д., включая систему управления. Это автоматизированные информационно-поисковые системы, системы управления предприятием,  обслуживания пассажиров (продажи билетов, заказа гостиниц, экскурсий и т.д.), экспертные системы, системы технической диагностики, медицинского консультирования, автоматизированной продажи товаров и услуг, информационно-измерительные системы (например, контроля и учета электрической энергии), электронные библиотеки, автоматизированные системы складов, система сервисного обслуживания оборудования и т.д.

Для такого рода систем наиболее актуальными являются задачи оптимизации структуры, характеристик системы, принципов управления еще на этапе проектирования.  Развитые связи с внешней средой в таких системах предполагают реализацию оптимальных принципов управления потоками, исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя. Одной из подсистем общей системы управления предприятием является система обслуживания. Актуальность оптимизации систем обслуживания еще более возрастает, когда возможности, ресурсы и средства ограничены.

При анализе и синтезе систем обслуживания необходимо

·  четко сформулировать цели создания системы обслуживания;

·  оценить качество исходных данных по потокам, элементам, ресурсам;

·  разработать несколько вариантов развития системы обслуживания при воздействии различных факторов внешней среды;

·  установить критерии эффективности системы обслуживания; установить степень взаимосвязи целей системы обслуживания со средствами их достижения;

·  выбрать оптимальную структуру системы;

·  проверить эффективность взаимодействия элементов системы, выявить и устранить узкие места;

·  разработать систему с оптимальными показателями функционирования.

При анализе систем обслуживания применяют методы системного анализа:

неформальные (методы сценариев, экспертных оценок, диагностические);

графические (дерево целей, метод решающих матриц, сетевые методы);

моделирования (аналитические, имитационные, натурного эксперимента, игровые).

Большинство автоматизированных систем являются так называемыми системами массового обслуживания. Рассмотрим модели и методы, предлагаемые теорией массового обслуживания для описания, анализа и оптимизации таких систем.

При всем разнообразии систем массового обслуживания задачи, возникающие в связи с их функционированием, содержат много общего. Поэтому независимо от содержательного наполнения однотипные системы описываются одинаковыми моделями. Наиболее удобны для анализа аналитические модели. Однако они описывают достаточно узкий класс наиболее простых систем. В более распространенных моделях, особенно связанных с многофазным обслуживанием или содержащих большое количество значимых параметров, решение можно получить с помощью имитационного

Похожие материалы

Информация о работе