Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося 7 класса с низкой успеваемостью (на примере ученика 7 «А» класса СОШ № 62 г. Гомеля), страница 2

При проведении теста на определение типа темперамента выявилось, что Алексей  – ХОЛЕРИК. Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. У холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Холерик, находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств – гордость, честолюбие, мстительность – не знают пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, зачастую неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, холерик расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность, иногда расстраивая ее полностью. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы. По результатам теста изучения самооценки Алексей обладает нормальным уровнем самооценки.

В отношениях со сверстниками Алексей достаточно общителен, не замкнут. Выделяется среди учеников ребячеством и шалостями, которыми “грешат” многие его одноклассники. Скорее всего такое поведение можно объяснить желанием выделиться из толпы, казаться «крутым».

Может хорошо убеждать. Любит привлекать к себе внимание. Повышенный интерес проявляет к физической культуре, часто, если урок не интересен ему, может рисовать, разговаривать, отвлекать других. Вредные привычки: курит.

В отношениях со взрослыми (учителя, знакомые, соседи) Влад проявляет себя по-разному. Он старается исчерпывающе отвечать на заданные ему вопросы, не отказывается от беседы, но и не проявляет инициативы к ее поддержанию. Если и идёт на конфликт с учителями или одноклассниками, то только для того, чтобы проявить себя, привлечь к себе внимание. В его поступках нет злого умысла, специально продуманных подлостей.

4. Особенности учебно-познавательной деятельности

учащегося.

Алексей – не очень внимательный ученик. Знания у него есть, но он не хочет ими пользоваться. Желания учиться тоже не проявляет, но, скорее всего, это связано с возрастными особенностями. Свои мысли выражает уверенно и четко, не повторяет фразы из учебника, умеет мыслить самостоятельно.

Внимание неустойчиво, переключается на другие виды деятельности на уроках. Интересующие моменты запоминает легко. Сквернословит.

Характер Алексея противоречив. Он эмоционально неустойчив, может спорить, отстаивать свою точку зрения, угрожать одноклассникам.

Создавал конфликтные ситуации с учеником 6 класса.

Успеваемость низкая. По итогам 2006/2007 учебного года преобладающие оценки: три, четыре, шесть, девять – по физической культуре.

Учебно-познавательная деятельность: на уроках не заинтересован; умеет выделить главное в учебном материале, но планировать учебную работу не умеет.

На уроках часто отвлекается, не удерживает внимание на важных моментах урока переключается на другие виды деятельности (рисует, играет с телефоном и др.). Часто не выполняет домашнее задание, забывает книги и тетради дома и в других кабинетах школы, в учёбе не настойчив.

Есть пропуски без уважительных причин в настоящем учебном году, уходил с последних уроков; поддается влиянию со стороны.

5. Внеурочная деятельность учащегося.

Алексей не очень активно принимает участие в жизни класса и школы в целом. На классных часах, при уборке класса делает все поверхностно, старается уйти от задания или выбрать наилегкое. Одновременно стремиться к лидерству в информальной группе, но не принимает участия в конкурсах, мероприятиях, старается избежать активности , не инициативен в формальной обстановке.

В выборе будущей профессии пока не определился, интереса к определённым наукам пока не высказывает, правда, интересуется компьютерными играми.

Посещал секцию баскетбола, конного спорта, сейчас посещает секцию бассейна и фехтования. В настоящем учебном году участвовал в соревнованиях по лёгкой атлетике. Посещает секцию пятиборья.

6. Общие психолого-педагогические выводы.

Алексей – достаточно самостоятельный человек. Он относится к учёбе легкомысленно, ещё не определил для себя цели и задачи, которые хотел бы достичь. Он интеллектуально развит, общителен, легко контактирует с людьми.  Не приемлет гордость, грубость, зависть, злопамятство, развязность. Обладает положительными душевными качествами.

Я думаю, что с Алексеем нужно без излишнего давления вести следующую воспитательную работу:

·  оказать помощь в формировании объективной самооценки (своевременно отмечать ее положительные качества, успехи в обучении);

·  наметить вместе с ним верные пути к самовоспитанию;

·  в дальнейшем развивать его нравственное сознание;

·  помочь ему в определении жизненных целей и устремлений;

·  заинтересовать учёбой, используя положительные черты его характера.

Также необходимо способствовать дальнейшему эффективному развитию личности мальчика: обосновать необходимость и указать способы расширения сферы самосознания (выбрать приемлемые методы изучения личностных качеств, коррекции недостатков и развития положительных сторон личности).