Методы диагностики и оценки качества знаний учащихся в условиях десятибальной системы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

вносят оценку поведения, внимания, прилежания, способностей.

Противники отметки сомневаются и в ее регулирующей функции, потому что отметка не определяет причины неуспешности усилий ученика. Более того, считают противники отметок, выставление баллов дает учителю, а иногда и родителю возможность легко отделаться от обязанности обдумывать, каким образом помочь понять или стать более внимательным избавляет учителя и родителя от необходимости учитывать индивидуальные способности детей. Отметку трудно расшифровать родителям, так как она является символом, но она может являться источником конфликтов во взаимоотношениях ребенка с родителями, учителями.

Какой бы странной или неудобной ни казалась новая система оценок — со временем она обязательно станет привычной. Вот, например, в Литве десятибалльная система была введена более 10 лет назад и точно так же вызывала тогда сомнения и вопросы. Система расположения оценок при десятибалльной шкале следующая: 10 равняется «отлично», 9 - «очень хорошо», 8 - «хорошо», 7 — «неплохо», 6 -«удовлетворительно». Пятерка в такой системе формально будет означать последнюю положительную оценку, которую еще можно считать как «зачет». Однако, как показала практика, пятерка в десятибалльной шкале всеми студентами, учениками, да и преподавателями тоже, приравнивается к двойке или даже единице пятибалльной шкалы. Получить такую оценку считает, позорно. Все остальные оценки десятибалльной шкалы (4, 3, 2, 1) не имеют никакого значения, поскольку являются градациями отрицательной отметки, означающей «неудовлетворительно».

Таким образом, мы приходим к тому, что реально в десятибалльной шкале «работают» только пять оценок - с 6 до 10. Точно такая же картина наблюдалась и при использовании пятибалльной системы. Поэтому, опасаться десятибалльной системы не стоит. Единственное ее преимущество состоит в том, что она позволяет более объективно оценивать положительный ответ, поскольку оценки 9 и 10 в десятибалльной шкале соответствуют прежней пятерке. Согласимся, что в таком случае перед преподавателем открывается возможность избежать туманных и не играющих никакой роли в ведомостях оценок «четыре с плюсом» или пять с минусом, поскольку теперь такой ответ будет оцениваться на 9. На практике девятка мало отличается от десятки, поскольку студент, сдавший сессию на одни девятки и десятки, получает повышенную стипендию, а ученик с такими оценками считается отличником.

Казалось бы, что все в новой системе понятно и должно работать без осечек. Но здесь кроется один подводный камень, который имеет скорее психологический характер и никак не связан с недостатками самой системы. Поскольку реально работают только пять оценок, с 10 до 6, то людьми, привыкшими к пятибалльной системе, они невольно начинают отождествляться с прежней шкалой. Поэтому пятерка, которая еще является зачетной оценкой, становится нежелательной. Зачастую сами преподаватели и учителя начинают сомневаться в том, вправе ли они ставить учащемуся пятерку, поскольку не уверены, будет ли она засчитана в ведомостях

Похожие материалы

Информация о работе