Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива 11 класса, состоящего из 18 человек (на примере 11 «А» класса СОШ № 30 г. Гомеля), страница 2

Успеваемость класса средняя, где-то 6-7 баллов (по математике и физике ниже – 4-5). Лучше всех учатся Морозова Анастасия, Обрядина Таисия, Федорцова Екатерина (7-8-9 баллов). Есть ученики, которые могли бы учиться лучше: Козлов Денис, Попков Алексей. На уроках все ребята активны, но нуждаются в постоянном контроле со стороны учителей-предметников и классного руководителя. Неуспевающих учащихся в классе нет.

Дисциплина на уроках определяется отношением к предмету и к учителю.   На некоторых уроках ребята сидят тихо, выполняют все задания, исправно делают домашние задания, но на других уроках они шумят, переговариваются, не всегда готовятся к уроку. В основном это на уроках, которые им  не интересны. Мотивация учебы почти у всех учеников одинаковая. В основном все ребята стараются хорошо учиться для того, чтобы после школы поступить в ВУЗ и самореализоваться в жизни. Достаточно много учеников, которые учатся для себя: потому, что им это интересно, потому что они хотят больше знать. Почти никого не заставляют учиться родители, ребята сами осознают необходимость учебы в школе; родители только следят за успеваемостью.

На выполнение домашнего задания у ребят уходит от 30 минут до 3-4 часов (у разных учеников по-разному). Но в среднем этот показатель по классу 2,5-3 часа. 

На вопрос «Зачем нужно учиться? » ребята дали разные ответы. В основном для того, чтобы быть образованным, расширить свои возможности, получить хорошее образование и обеспечить себя в будущем. 

Почти все ребята класса на уроках внимательны, проявляют активность в получении знаний, выполняют домашнее задание, но при этом необходим постоянный контроль со стороны учителей, постоянное стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся.

Никто из ребят не считает, что ему трудно учиться. Все без исключения хотели бы учиться лучше и могли бы это делать, но многим в этом мешает собственная лень, нехватка времени, отсутствие интереса к некоторым предметам и др.

Всем без исключения ученикам нравится учиться в данном классе, так как ребята очень дружны между собой (у многих есть лучшие друзья в классе), считают свой класс сплоченным, интересным и веселым, настоящим коллективом.

IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВАДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КЛАССА.

Классный руководитель 11 «А» класса, Рожкова Ольга Николаенко, учительница английского языка, оказывает большое влияние на класс, а также на межличностные отношения учеников. Она организует и реализует учебно-познавательную деятельность в классе, цели и задачи воспитания, направленные на развитие и формирование личностных качеств учащихся.

Классный руководитель проводит такую деятельность, которая развивает кругозор школьников, их умственные способности и творческие задатки, влияет на развитие сознательности, нравственности и культуры поведения. Всегда старается проводить интересные классные часы в виде диспута, давая предварительное задание детям для подготовки информации, которая бы интересовала всех в классе, старается каждый раз придать классному часу новый вид. При решении проблемы, к примеру, если кого-то обидели, она старается на примере других показать ту ошибку, которую сделал этот ученик. Активно работает с другими учителями и родителями при преодолении конфликтов и повышении эффективности обучения. Большое внимание уделяет интеллектуальному, нравственному и художественно-эстетическому развитию учащихся.

Среди  учащихся Ольга Николаенко пользуется стабильным авторитетом. Она может сглаживать возникающие конфликты в классе. Поощряет учащихся, которые активно занимаются внеклассными мероприятиями. Каждый её урок носит довольно увлекательный характер с некоторыми элементами игры. Учащиеся с удовольствием посещают её уроки.

Ежедневно Ольга Николаенко следит за дисциплиной учащихся, мере подготовленности к урокам, проводит воспитательную работу. Интересуется, где ученики, которые отсутствуют, и что с ними случилось. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности и внеурочной работы она индивидуально подходит к каждому учащемуся, подбирает для каждого ученика отдельные способы стимуляции – кого попросит, кому пригрозит, кому оценку хорошую пообещает и др.

Классный руководитель по повышению эффективности процессов обучения и воспитания: проводит родительские собрания, организует диагностические беседы со всем классом по вопросам поведения учащихся на уроках, их ответственности и отношению к учебе.

V. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

Работать с 11 «А»  классом мне очень понравилось. Ребята обладают достаточно высоким уровнем знаний, как по другим предметам, так и по географии. Ребята очень энергичные, поэтому иногда на уроках ведут себя шумно, отвлекаются от работы. Но если постоянно менять вид деятельности на уроках, предлагать им интересные задания, они будут активно работать и выполнять поставленные перед ними задачи.

Необходимо отметить, что ребята в классе также обладают высоким творческим потенциалом и организаторскими способностями.

В целом никаких психологических и педагогических  проблем в данном классном коллективе мною не выявлено.

Для организации эффективного взаимодействия с коллективом класса (как 11 «А», так и любого другого), выбора наиболее эффективных способов педагогического воздействия на учащихся, я рекомендовал бы следующее:

- учеников необходимо постоянно контролировать и стимулировать в их работе. На уроках необходимо их вовлекать в работу, чтобы они не отвлекались;

- необходимо чаще проводить внеклассные мероприятия по различным темам, чтобы вовлечь их в различные виды коллективной деятельности и раскрыть творческий потенциал учеников, сплотить коллектив;

- доброжелательно относиться к каждому ученику, прислушиваться к их мнению и их желаниям; учитывать индивидуальные особенности и способности каждого учащегося;

- добросовестно относиться к своей работе (учителя); стараться делать свои уроки интересными и эффективными для процессов обучения и воспитания